Грандиозная по размаху и общественному резонансу весенняя выставка картин Бориса Павловича Николаева в помещении Союза художников Петербурга на Большой Морской, 38 явилась в полном смысле слова шоком для художественной интеллигенции: непарадная война глазами усталого солдата на больших полотнах и в потрясающих карандашных зарисовках, война глазами очевидца, успевающего передать суть момента в живой динамике жизни; послевоенный Ленинград с его вечными дождями, тускло светящимися фонарями в предрассветном тумане, гранитными набережными, проспектами и трамваями, непарадный город глазами влюблённого в него жителя. Наконец, дорогая сердцу мастера Вырица искрящиеся разноцветьем букеты полевых цветов, согретые сердцем пейзажные зарисовки и, конечно, Она, его главная муза, жена, то мечтательная юная девушка, то кокетливая дама в шляпке, то зрелая женщина с глубоким печальным взглядом.
Без него осиротела Вырица. Без него осиротел Петербург. Его многочисленная семья, жена, дети, внуки, правнуки. Его ученики. Его друзья.
Многие картины Бориса Павловича теперь хранятся в Русском музее, некоторые в частных коллекциях, некоторые в его квартире-мастерской на углу Суворовского проспекта и 4-й Советской. И это священное место для всех, кто его знал и любил, кто виделся с ним там и разговаривал. Так же, как и священно место, где стоит его дача – пр. Щедрина, 20. Там живёт и ещё долго будет жить его душа, открывшая малознакомую Вырицу всему миру.