На территории гатчинской Дворцовой фермы, расположенной в парке «Сильвия», продолжаются восстановительные работы, начатые в прошлом году. Павильон, выходящий фасадом в сторону реки Колпанки, обнесен высоким забором, но жизнь на ферме продолжается. Люди здесь – в созидающем труде, животные – в любви и холе. Сюда по-прежнему может прийти каждый – подышать свежим воздухом, отдохнуть с детьми, пообщаться с животными.
О том, что происходит на Дворцовой ферме сейчас, нам рассказал (и показал) замечательный гид – инженер отдела «Сильвия» Гатчинского дворца-музея Константин Иванов.
Маршал, Сэр, Герой и другие
Первыми посетителей по традиции встречают гуси в вольере. Раскрыв крылья, они устремляются навстречу гостям – то ли для объятия, то ли… Лучше это не проверять, ведь гуси эти не простые, а сторожевые. Причем свои обязанности они готовы выполнять буквально, наводя порядок на свой гусиный лад при первом же подозрении на его нарушение.
Приняв ритуальное подношение в виде нескольких листиков одуванчика, гусак Маршал и две его подружки отправляются купаться. С огромным удовольствием они плещутся в корыте с прохладной водой, демонстрируя белоснежное исподнее во время ныряния.
Следующим гостей принимает культовый обитатель фермы — круторогий черный козел, заметно возмужавший за последние годы. Он занят охапкой сена, которое ему обычно подносят не иначе как со словами: «Ваше сено, Сэр!» Любопытствующим Сэр отвечает взаимностью и, оставив сено, степенно идет в их сторону в надежде на что-нибудь вкусненькое. Три его подружки пасутся на заднем дворе, где не так давно появился целый лабиринт бревенчатых вольеров.
В клетках вдоль бывшего сенника живут кролики. Самый большой и заметный среди них — Герой, патриарх всего кроличьего семейства, ставший знаменитым благодаря своим приключениям. Герой — явная реинкарнация Белого Кролика из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», что сотрудники фермы даже не пытаются скрывать. Повадки у него соответствующие — любит детей, но подозрительно относится к взрослым. Долгое время Герой гулял сам по себе, временами пропадая в парке, но неизменно возвращаясь. К сожалению, год назад эти прогулки пришлось прекратить: люди, похоже, не смогли смириться со столь вопиющим свободомыслием, и Герой однажды вернулся на родную ферму искалеченным.
В вольере у птичника гуляют куры разнообразных пород. Здесь есть и представители павловской породы, и бентамы, и кохинхины, и совсем уж экзотические китайские шелковые. Посреди птичьего двора – навес и благоустроенная копна сена, внутри которой можно спрятаться от жары или непогоды и, при случае, снести яйцо.
Особой притягательной силой обладает вольер с австралийскими страусами эму. Прасковья и Ерофей живут здесь с 2013 года. Несмотря на строгий взгляд, они очень любят общение. Пока Константин представляет эму, они тщательно и нежно обирают пылинки и соломинки с его рубашки.
Прасковья блаженно прикрывает глаза, пока ей поглаживают длинную шею. Увидев блестящую шариковую ручку у меня в руках, пытается завладеть ею.
- У них очень хорошая зрительная память, – рассказывает мой гид. – Сразу же запоминают и хорошее, и плохое. Если кто-то сделает им что-то плохое, они непременно занесут этого человека в черный список. Там, например, наш зоотехник, который делает им уколы… Естественно, они реагируют и на обстоятельства: какие-то посетители их пугают, какие-то раздражают. Птицы могут и вспылить, надуться, зашипеть. В общем, лучше с ними на узенькой тропинке не встречаться – они весят больше пятидесяти килограммов и дерутся очень ловко.
Эму жадно хватают листья одуванчика и клевер, которые им предлагает детвора. Кстати, одуванчик, клевер и подорожник – едва ли не единственные лакомства, которые можно давать всем животным на ферме без вреда для них. Как говорит Константин, даже яблоки могут стать причиной беды…
Продолжение читайте в «Гатчинской правде завтра, 15 июля.