Подъемная машина была сделана в 1847 году, когда Николай I занимался перестройкой этой части дворца. По словам специалистов музея, как выглядел лифт, доподлинно неизвестно. Сейчас в подвале в небольшой нише прямо под комнатами Николая I, выходящими окнами на Собственный садик, лежат металлические останки – колеса, валы, катушка с лебедкой. Чудо инженерной мысли XIX века проржавело и спрессовалось от времени, но впечатляет сложностью и размерами.
Лифт поднимался до третьего этажа. Можно предположить, что в лифтовой шахте с помощью тросов крепилась конструкция с деревянным креслом, обитым тканью. В подвале были разные службы, в том числе находился дежурный лакей, отвечавший за работу лифта. Механизм подъема и спуска работал на ручной тяге, а потом, когда Гатчинский дворец был электрифицирован, вероятно, на электричестве. Стоимость машины составляла на то время огромные деньги – 1800 рублей.
Как рассказала заведующая сектором документальных фондов музея-заповедника «Гатчина» Ирина Рыженко, о наличии подъемного механизма никто не знал. Правда, занимаясь исторической справкой, видели на чертежах какой-то квадратик – встал вопрос, что это. Затем обнаружили довоенный документ, где значился какой-то механизм, оканчивавшийся на третьем этаже в комнатах Александра III. Реставраторы плотно взялись за восстановление этой части Арсенального каре только в 2015 году. Благодаря их скрупулезному, научному подходу к делу и была обнаружена загадочная находка.
Почему же о царском лифте до сих пор ничего не было известно? Тут нужно вспомнить послевоенную историю Арсенального каре. В сильно пострадавший от пожара дворец первыми вошли не реставраторы. У Высшего военно-морского инженерного радиотехнического училища на первом этаже Арсенального каре до 1960-го года была, предположительно, кафедра марксизма-ленинизма, у института «Электронстандарт» – рабочие кабинеты. Курсируя через парк под окнами дворца, гатчинцы три десятка лет могли видеть темно-зеленые стены, серые столы и шкафы и, естественно, никаких плафонов, картин и лепнины. Ни училищу, ни институту до механизмов прошлого дела не было. И обычные рабочие, спускавшиеся в подвал, мало обращали внимания на подобные вещи.
Полностью воссоздавать и запускать лифтовой механизм не планируют. Не разбирать же для этого перекрытия и отреставрированные паркеты верхних этажей. Предполагается, что увидеть лифт можно будет из комнат Николая I на первом этаже через стекло, которое установят в полу. Подвал подсветят, чтобы можно было лицезреть раритет. Тут же, на первом этаже, на уровне глаз посетителей подвесят восстановленный подъемник, но неподвижный. Принцип действия лифта – как из подвала тросы поднимали конструкцию на третий этаж, планируют показывать на макете. На вопрос: когда это будет, музейщики осторожно отвечают: «Все зависит от финансирования».
Фото Ольги Фирсовой