- Динар, давайте начнем наш разговор с того времени, когда вы еще не были известным исполнителем. Расскажите о вашем детстве.
- Мое детство было обычным – веселым, дворовым, с большим количеством друзей. Я родился в селе Зензели Астраханской области и рос в окружении красивейшей природы юга России. С детства родители приучили меня и братьев (всего в семье три сына) к физическому труду – мы ухаживали за садом и огородом, домашними животными, убирались по дому, за что им большое спасибо!
Мама говорит, что задатки к творчеству начал проявлять с раннего детства, когда декламировал со стула стихи и пел песни.
- Вы помните ваше первое выступление?
- В первом классе солировал на школьном концерте с песней «Выйду на улицу, гляну на село». Девочки были одеты в кокошники, русские сарафаны. Мама специально сшила мне красную рубаху-косоворотку. Потом был период, когда не занимался пением, потому что увлекся чтением. Читал запоем все, что мог достать, выписать по почте, попросить у друзей. Кстати, и дома имелась хорошая библиотека. Можно сказать, накапливал интеллектуальный багаж, который сейчас помогает мне в творчестве.
- Когда вы вернулись к музыке?
- Дело в том, что в нашем селе не было музыкальной школы, а я всегда мечтал научиться играть на музыкальных инструментах. У дедушки был баян, но он к нему никого не подпускал. Баян приехал с войны в качестве трофея, то ли из Польши, то ли из Германии. Так что это был практически музейный экспонат, поиграть на нем так и не довелось.
В 7-м классе родители подарили мне гитару, и начался период уличных «концертов». Вместе с ребятами ночи напролет пели песни Виктора Цоя, Чижа, «Наутилуса Помпилиуса».
Первый серьезный концерт мы организовали вместе с другом в выпускном классе. Составили программу, продавали билеты по символической цене. Удивительно, но пришло вдвое больше зрителей, чем вмещал школьный актовый зал. Мы спели все, что знали. Заработали 400 рублей, половину отдали школе, оставшиеся деньги распределили между собой. Помню, что на свой первый концертный гонорар (100 рублей) купил домой литровую банку клубничного джема и вафельный торт.
- И после этого началась ваша музыкальная карьера…
- Нет, после этого я потерял голос на два месяца. Связки не выдержали нагрузки. Зато понял, что вокалом нужно заниматься профессионально. Пошел в местный Дом пионеров. Мой первый музыкальный руководитель Сергей Германович Знаменщиков разглядел во мне способность к академическому вокалу и исполнению классических произведений.
Мы собрали ансамбль и объездили все Дома культуры нашего района с концертами. После победы на областном вокальном конкурсе «Золотой ключик» один из членов жюри посоветовал мне поступать в Астраханское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского.
- После такого опыта поступить было легко?
- Да, я поступил, но изрядно повеселил приемную комиссию. Абитуриенты приходили на вступительные экзамены со своими концертмейстерами, а я даже не знал нот. Поэтому пришел с обычной аудиокассетой, где были записаны фонограммы романсов, под которые я пел.
Кстати, изначально собирался поступать на инструментальное отделение – хотел стать гитаристом. Но из-за отсутствия начального музыкального образования вход туда для меня был закрыт. Чтобы попасть в училище, я мог выбрать либо вокальное отделение, либо контрабас. Контрабас мне сразу не понравился, хотя по своему росту, физической подготовке подходил, но не хотел связываться с таким огромным инструментом, так как пришлось бы быть привязанным к нему всю жизнь.
- Как ваши родители отнеслись к выбору профессии?
- Мама лояльно, папа – не очень. Тем не менее, через четыре года после окончания училища я отправился поступать в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. Поступил с первого раза при конкурсе 40 человек на место.
Уже учась на старших курсах, понял, что не хочу работать в оперном театре. Поэтому после окончания консерватории устроился в Санкт-Петербургскую государственную филармонию для детей и юношества. Параллельно занимаюсь сольной концертной деятельностью.
- Удивительно, что в наше время, когда большая часть молодежи предпочитает бизнес, молодой человек сознательно выбирает для себя музыку как средство основного заработка. Вам не было страшно: а вдруг не получится?
- Таких мыслей не было. Творческому человеку нужно верить в себя, иначе не стоит этим заниматься. Никто не гарантирует, что ты будешь востребован и популярен. Нужно быть упрямым, в хорошем смысле этого слова, должен быть определенный фанатизм.
- Кто занимается организацией ваших концертов?
- Много гастролирую от Министерства культуры Татарстана, так как являюсь победителем нескольких международных татарских вокальных конкурсов, выступаю с концертами в нашей стране и за границей. Есть организаторы, которые меня хорошо знают и приглашают выступить. Какие-то выступления организовываю сам. В моем репертуаре татарские, русские, итальянские композиции.
Гастроли – это интересно, это обогащает творческий багаж.
- Учитывая частые поездки на гастроли, как вы следите за голосом?
- Зимой всегда ношу шарф, никогда не ем мороженое. Максимум могу попросить в кафе растопить шарик мороженого на горячем десерте. Не ем и не пью холодного, перед выступлением нельзя пить кофе, есть мед и острую пищу. Все это сказывается на связках.
- Ваш опыт уже позволяет вам спокойно выходить на сцену?
- На сцене я чувствую себя спокойно, но перед выходом всегда очень волнуюсь. Все певцы - перфекционисты, мы хотим сделать свою работу как можно лучше, от этого и волнение!
- Есть ли у вас площадка-мечта? Например, Китайский национальный театр в Пекине или «Альберт-холл» в Лондоне?
- В мечте есть нечто недостижимое, поэтому предпочитаю ставить цели для саморазвития. В ближайшем будущем хотелось бы выйти на уровень сольных программ в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, Государственном Кремлевском дворце в Москве и на других крупных концертных площадках нашей страны и зарубежья.
- Бывает страх, что в зале вас будут ждать всего несколько человек?
- Был опыт, когда выступать приходилось перед 15 зрителями в зале, рассчитанном на пятьсот человек. Непривычно, конечно. Любой артист надеется на аншлаг.
- Почему вы не отменили концерт?
- Ни в коем случае. Зрители нашли время, купили билеты, пришли на концерт, чтобы ненадолго отключиться от будничных забот и окунуться в мир музыки и хороших песен. Я не имел права их подвести.
- Кто ваш кумир в музыке?
- Меня часто сравнивают с Муслимом Магомаевым. Мы схожи по тембру голоса, репертуару, сценическому образу. Конечно, мне очень приятно такое сравнение, приходится соответствовать.
В творчестве хочется хоть немного приблизиться к гению Федора Шаляпина.
- Читала в интернете, что вас называют «изумрудным баритоном». Что это значит?
- Не знаю. Мне больше нравится понятие «бархатный». Это определенное свойство баритонального типа голоса – теплота исполнения, характерный мягкий тембр.
- Кто ваш тыл? Кто вас встречает дома после концертов?
- Любимая супруга Рената и сын Руфат, ему сейчас год и четыре месяца.
- Супруга не ревнует вас к вашей профессии и успеху?
- Нет, у нее достаточно мудрости, чтобы этого не делать. Ей приятно, что я востребован. Все цветы после концерта в любом случае достаются ей!
- Что для вас главное в вашей супруге?
- Честность, преданность, хорошее чувство юмора, самоирония, Рената – она настоящая.
- Какой ваш любимый вид отдыха?
- Люблю читать, играть в шахматы, проводить время с супругой и сыном. Не так давно начал посещать тренировки по самбо в спортивном клубе «Сокол».
- Не боитесь получить травмы на тренировках?
- Больше шансов получить травму во время ежедневных поездок в Питер на автомобиле, чем сломать нос на тренировке. Самбо помогает мне выплеснуть эмоции. Уверен, что занятия единоборствами делают человека добрее.
- Где проводите отпуск?
- Люблю Италию. В России вместе с семьей ездим к моим родным в Астрахань. Лето там по-настоящему жаркое, обилие фруктов и овощей, прекрасная рыбалка. Что еще нужно для счастья? Также навещаем родственников моей супруги в Свердловской области. Там Урал, горы, великолепная природа.
- Если бы у вас была возможность пригласить любого человека на ужин, кто бы это был?
- Валерий Гергиев. Он создает на сцене волшебство. Это касается не только музыки, но и уровня дисциплинированности оркестрантов и певцов.
Будучи художественным руководителем и директором, Валерий Абисалович смог поднять Мариинский театр на небывалую высоту и продолжает его развивать.
- Завтра состоится ваш сольный концерт в Гатчинском Доме культуры. Что вы приготовили для зрителей?
- Не буду раскрывать все секреты, но сюрпризы обязательно будут. Вместе со мной на сцене весь вечер будет Игорь Ступишин. Это один из лучших пианистов Санкт-Петербурга. Также в концерте принимает участие великолепный баянист – Павел Мухин. Гости услышат дуэты, сольное исполнение. Их ждут песни советских лет, ретро, итальянские и английские композиции, которые будут объединены единой темой романтики и любви. Будет интересно. Приходите!