День для вернисажа, 10 февраля, был выбран неслучайно: Федор Александрович Васильев родился в Гатчине 10 февраля 1850 года. С раннего детства мальчик проявлял недюжинные способности к рисованию, но тяжелое положение семьи заставило его в 12-летнем возрасте поступить на службу в главный почтамт в Петербурге. Став чуть постарше, Федор поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, совмещая учебу с работой у реставратора из Академии художеств П.К. Соколова. Прошло совсем немного времени, и он стал полноправным членом сообщества именитых русских художников второй половины XIX века, особенно сблизившись с Крамским и Шишкиным. Скончался Федор Васильев в 1873 году в Крымской Ялте, в возрасте 23 лет. Иван Крамской писал в письме В. Стасову: «Я полагаю, что русская школа потеряла в нем гениального художника»…
За свою короткую жизнь этот яркий художник оставил огромное творческое наследие. Полотна Федора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы. По прошествии более чем полутора сотен лет они продолжают волновать воображение зрителя и вызывать искреннее восхищение у современных художников.
Среди работ Федора Васильева – пейзажи Петербургской губернии, острова Валаам, Приволжья, Малороссии, Крыма. Одна из главных тем его творчества – деревенская природа. На полотнах художника – обширные луга и пологие холмы, речные заводи и лесные болота, проселочные дороги и топкие берега ручьев. Лишенные ярких, кричащих красок эти скромные русские пейзажи вызывают серьезные раздумья и вереницу поэтических образов.
Уже будучи тяжело больным, художник был вынужден отправиться в Крым, но роскошная и величественная крымская природа вдохновляла его меньше, чем березовый, болотистый русский пейзаж. Именно в Крыму написана одна из самых знаменитых работ Васильева – «Мокрый луг», которая считается непревзойденным шедевром русского реалистического пейзажа XIX века. «Я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано. И потом счастливый какой-то фантастический свет, совершенно особенный, и в то же время такой натуральный, что я не могу оторвать глаз», – писал Иван Крамской об этой работе.
Неудивительно, что работы художника, родившегося в Гатчине и прославившего ее на весь художественный мир, вдохновили опытного гатчинского пейзажиста Анатолия Гришанцева на большой проект – повторить в масле шедевры Васильева, тем самым сохранив их для Гатчины.
- Жизнь Васильева трагично коротка, но даже этих семи-восьми лет творчества хватило, чтобы он стал известен даже за границей. В силу своей гениальности этот художник стал основателем знаменитого русского пейзажа. Его полотна спорили с работами таких великих пейзажистов, как Саврасов и Левитан. Это его картины имел в виду Левитан, когда сказал во время пребывания за границей, что лучше русского пейзажа нигде не найти.
Еще одна причина, которая подвигла Гришанцева на этот проект – желание увековечить имя Федора Васильева в его родном городе – в Гатчине. Как напомнил художник, такие попытки уже предпринимались. На одном из зданий проспекта 25 Октября еще в 1976 году была установлена бронзовая памятная доска с барельефом художника работы гатчинского скульптора Владимира Шевченко. Но, как считает Гришанцев, этого недостаточно.
- Я хотел бы призвать всех присутствующих, чтобы своими голосами они поддержали нашу мысль назвать одну из улиц или переулков Гатчины именем Федора Васильева, – говорит он. – Наш местный скульптор готов изваять его в полный рост, чтобы будущие поколения помнили, какие люди жили на нашей земле.
Напомним, Анатолий Гришанцев – известный гатчинский художник, военный моряк по профессии, капитан I ранга в отставке. С детства любил рисовать. Живопись осваивал в народных изостудиях Североморска и Гатчины. С 2012 года является членом Союза художников Санкт-Петербурга. Основные темы творчества художника – пейзажи и марины.
Выставка Анатолия Гришанцева продлится до 10 марта 2018 года в Гатчинском Доме культуры.