Надпись на серой гранитной доске, установленной со стороны железнодорожных путей у входа в вокзал, гласит: «Платформа «Татьянино» открыта 15 сентября 1916 года и названа в честь великой княжны Татьяны Николаевны, дочери императора Николая II».
Как признались участники церемонии, событие долгожданное и радостное. Будем честны, не многие знают, что в названии платформы «Татьянино» увековечено имя второй дочери Николая II, а почему именно ее имя – еще меньше.
Чтобы ликвидировать пробел в знаниях местных жителей и гостей города, руководитель клуба краеведов «Старая Гатчина» Сергей Сковпнев предложил открыть памятную доску с разъясняющей информацией. Открытие, несмотря на праздничный день, было многолюдным. Среди почетных гостей присутствовали представители РЖД, директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов, краеведы Андрей Бурлаков, Валерий Мачульский и другие знатоки истории Гатчины. РЖД взяли на себя все финансовые затраты по установке мемориальной таблички, и снять с нее покрывало было удостоено чести руководство РЖД.
На открытии Сергей Сковпнев рассказал, как осуществлялся проект, и поблагодарил руководство РЖД: вопрос с установкой этой доски, по его словам, решился в течение одного дня.
- Утром в электричке я собрал подписи, а днем руководство железной дороги подписало решение, – сообщил Сергей Леонидович. – Для жителей Гатчины они сделали действительно царский подарок. Теперь гости будут знать, что они приехали не просто в Гатчину, а в императорский город.
Представители РЖД выразили признательность за то, что подарок пришелся всем по душе, и заявили, что и дальше будут улучшать качество обслуживания и радовать своих пассажиров.
- Поздравляю с этим знаменательным событием от имени нашего музея и всех, кто в нем работает, – сказал директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов. – Чем больше я работаю в Гатчине, тем больше проникаюсь ощущением, что я такой же гатчинец, как и все. Думаю, что мы должны делать все, чтобы из почти 100-тысячного населения жители Гатчины превращались в истинных патриотов этого места и понимали, что Гатчина не просто один из многих малых городов России, а поистине исторический город, который во многие годы занимал центральное место. Это чувство гордости должны испытывать все люди, живущие в Гатчине. Оно должно подпитываться такими событиями, как сегодня. Посмотрев на эту доску, человек поймет, что он прикоснулся к истории.
Многие из тех, кто пришел на открытие памятной доски, часто пользуются платформой «Татьянино».
- Это путь мой в родную Суйду, в Петербург, в Сиверскую. Здесь я чувствую себя как дома, – отметил известный гатчинский краевед Андрей Бурлаков. – Я помню еще те времена, когда бабульки шепотом рассказывали, кто такая Татьяна, и почему у станции такое имя. Громко об этом было говорить нельзя. Только лет двадцать назад мы стали узнавать о Татьяне. Очень благодарен всем, кто стоял у истоков открытия памятной доски, и Сергею Сковпневу, и железной дороге.
Краевед Валерий Мачульский начал свое выступление с поздравления присутствующих женщин, которые оторвались от праздничных столов, цветов и поздравлений, чтобы почтить память Татьяны, которая, по его мнению, олицетворяет собой нечто особенное в характере русских женщин.
- Татьяна Николаевна работала сестрой милосердия в период Первой мировой войны. Но также тысячи женщин работали на благо своей страны и в советский период, когда шла Гражданская война. Работали и на той, и на другой стороне. Они отдавали долг своей стране и во время Великой Отечественной войны. Характер русской женщины не изменился. Она такая же, как и сто, и тысяча лет назад, – сказал Валерий Мачульский.
Он считает, что мемориальные доски должны выглядеть по другому и открываться должны не так часто, как это было, к примеру, в советский период. Чтобы мемориальная доска привлекала внимание людей, она должна быть не только функциональной, но и художественной.
Сейчас о Татьяне многое написано. Великая княжна, вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, как и другие дети царственной четы, воспитывалась в строгости. Татьяна и ее сестры спали на походных кроватях без подушек, утром принимали холодную ванну, в свободное время должны были заниматься рукоделием. Придворные отмечали исключительную доброту и приветливость Татьяны, которые люди не всегда умели распознать из-за застенчивости и сдержанности, унаследованных от отца.
В годы Первой мировой войны княжна являлась почетной председательницей «Комитета Её Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны» – организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой она регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Татьяна приняла мученическую смерть в 21 год.
Напомним, что проект постройки новой железнодорожной платформы у Малогатчинского переезда возник еще в 1913 году. Однако работы приостановились с началом войны. В ходе военных действий с новой силой возникла потребность в платформе, которая бы располагалась на кратчайшем расстоянии от госпиталя (сейчас в этом здании по адресу: ул.Киргетова, д.1 находится администрация). В Гатчину прибывали беженцы и раненые, которым необходимо было оказать медицинскую помощь. Работы по строительству были возобновлены в 1916 году при финансовой поддержке Татьянинского комитета, Министерства путей сообщения и Военного ведомства. Открытие новой платформы состоялось 15 сентября 1916 года. Первоначально ее планировалось назвать «Багговутово» – в честь бывшего городского коменданта, генерал-лейтенанта Карла Федоровича Багговута. Однако члены Татьянинского комитета настояли на присвоении платформе имени великой княжны Татьяны Николаевны, и платформа получила официальное название «Татьянино». С июня 1917 года она стала выполнять и пассажирские функции.
- Думаю, теперь нужно сделать в зале нового вокзала стенд с фотографиями и краткой исторической справкой, чтобы все приезжающие в Гатчину радовались, что у нас есть уникальная платформа с таким чудом сохранившимся названием, – предложил Андрей Бурлаков. – Ведь в России сохранилось очень мало имен, связанных с царской семьей. То, что эту платформу не переименовали – великое счастье.
Также Андрей Вячеславович сообщил, что готов подарить фотографии первых начальников станции, с чьими детьми он лично общался.
Фото А. Пашаева