«Вдоль Красной реки, моя радость...»: Свято-Успенская Макарьевская пустынь

Свято-Успенская Макарьевская пустынь – мужской монастырь в Гатчинской епархии, насельники которого ведут отшельническую жизнь вдали от цивилизации и автомобильных дорог. Он расположен в Тосненском районе, на краю обширного Макарьевского болота, среди труднопроходимых лесов, гибельных трясин и пустынных урочищ с печальными именами.

Последние несколько лет, после века разорения, в Макарьевской пустыни возрождается иноческая жизнь. Добраться сюда непросто, но возможно – по большому на то желанию или горячей молитве.

Об этом монастыре многие узнали только в феврале 2018 года, когда впервые покинула место своего пребывания для молитвенного поклонения верующих святыня Макарьевской пустыни – мощи ее основателя, подвижника XVI века, преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца.

Макарий Римлянин

Удивительна история преподобного Макария, который родился в конце XV века в Риме, в богатой и знатной семье, но жаждал жизни другой – духовной, созерцательной. Что должно было случиться, чтобы образованный юноша вдруг бросил все, отверг тяжелую роскошь Римского христианства, расцветшего в благодатном средиземноморском климате, и отправился на эту неведомую Святую Русь?

Так или иначе, этот странный южанин перебрался в Россию, поселившись в Александро-Свирском монастыре. Он стал учеником самого Александра Свирского, был пострижен в монашество и, с благословения игумена, избрал себе путь полного отшельничества. Легких путей Макарий не выбирал — местом его безмолвия и молитвы стали непроходимые болотные дебри в верховьях рек Мги и Лезны. Здесь, на небольшом островке посреди топкого болота, поставил инок небольшую келию и жил там в полном уединении, пока не набрели на него заблудившиеся охотники.

Раз за разом менял отшельник место своего жительства, стремясь укрыться от мира. Снова и снова находили его люди. Со временем, неподалеку от его последнего приюта, построенного на левом берегу реки Лезны, на небольшом возвышении среди лесных болот начали строить себе келии другие иноки. Так возник монастырь, первым игуменом которого стал сам Макарий.

Около 1540 года братия выстроила здесь деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Макарий Римлянин скончался в самом начале второй половины XVI столетия и был погребен у стены этой первой монастырской церкви. В результате непрестанной молитвы и многолетнего духовного и телесного поста преподобный Макарий сподобился дара прозорливости и чудотворений. В XVII веке святой был канонизирован (память о нем совершается 1 февраля/19 января ст.ст.).

Жизнь среди болот

Шли годы, за ними - столетия. Макарьевская обитель переживала разные времена. Шведское нашествие, людское забвение... Порой жизнь в монастыре замирала в силу разных обстоятельств, но потом возобновлялась снова. Его насельники всегда жили замкнуто, соблюдая строгий монастырский устав, заведенный еще при преподобном Макарии. Естественной защитой от мирской суеты стали для них болота, и они же бросали вызов инокам, побуждая вести жизнь, полную молитвенных и физических трудов.

В последний раз перед революцией обитель была возрождена в 1894 году - в виде Воскресенской миссионерской пустыни. Для осушения монастырских земель монахи проложили среди топей четырехкилометровую канавку, соединившую реки Мгу и Лезну. На островке напротив обители, в русле Лезны сложили из обтесанных валунов модель священной горы Афон. Со временем построили колокольню, братский корпус, гостиницу, ригу, мастерские, хлебопекарню. В 1901 году здесь, в который уже раз, была восстановлена Успенская церковь. В обители подвизалось тогда около двухсот монахов, а вокруг монастыря устроилась деревня с несколькими десятками подворий. Из монастыря была проложена дорога до деревни Вериговщина. Довольно обширные монастырские земли обрабатывались.

Самым серьезным испытаниям Макарьевская пустынь подверглась после Октябрьской революции. Сначала в монастыре организовали ремесленную школу с интернатом, потом совхоз. В 1932 году пустынь окончательно закрыли, монахов разогнали, разместив здесь отделение Свирьлага. Во время Великой Отечественной войны бывшие монастырские строения были захвачены фашистами. После трагического Любанского наступления в начале 1942 года рядом с пустынью пролегла линия фронта. В результате ожесточенных боев обитель была разрушена практически до основания.

Возрождение

В 2004 году в Макарьевское урочище из Никольской церкви поселка Мги пришел молодой послушник Димитрий Титов. С благословения священноначалия он решил поселиться здесь и принял постриг с именем Давид, став первым скитоначальником Макарьевской пустыни. Церковные археологи, произведя раскопки, обрели святые мощи преподобного Макария.

Всего лишь за одно лето здесь был срублен деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. 11 октября 2005 года его освятили и провели здесь первую Божественную литургию. К сожалению, новая церковь сгорела, но на ее месте построили новый деревянный храм. Несколько лет назад иеромонах Давид (Титов) ушел из жизни, но за годы его скитоначальничества на территории монастыря успели возвести целый комплекс строений.

Обязанности настоятеля обители лежат сейчас на иеродиаконе Макарии (Тягловском), за спиной которого - многолетний опыт послушничества в Иоанно-Богословском Череменецком монастыре и Свято-Троицкой Реконьской пустыни.

Для многих паломников дорога в Макарьевскую обитель начинается с храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на городском кладбище в Тосно. Как рассказывает настоятель этой церкви, иерей Сергий (Рысев), уникальность ее в том, что она была построена в годы страшных гонений на Православную церковь. История этого храма начинается в 1936 году, после закрытия в Тосно церкви Казанской иконы Божией Матери, когда деревянная кладбищенская часовня была переоборудована в церковь. По сути, это был единственный храм во всем Тосненском районе, который действовал во время Великой Отечественной

войны. Интересно, что иеромонах Афиноген, при котором в церкви в 1942-1943 году возобновились богослужения, в прошлом был насельником Макарьевской пустыни. В 1947 году здесь, на новом фундаменте, началось строительство новой деревянной церкви, освященной в память Казанской иконы Божией Матери. А в 2009 году церковь стала именоваться храмом во имя иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость».

На протяжении многих лет между обителью и Тосненской церковью существует неразрывная духовная связь. Главной святыней храма является чудотворная Казанская икона Божией Матери из Макарьевской пустыни. Из этого монастыря сюда также были перенесены храмовая икона Божией матери «Всех скорбящих Радость» и икона основателя Макарьевской пустыни преподобного Макария Римлянина. Дружный приход Тосненской церкви поддерживает Макарьевскую обитель и ее насельников, здесь постоянно организуются паломнические походы в пустынь.

Дорога в обитель

То, что сборы в Макарьевскую пустынь затянулись, стало понятно, когда на страничке монастыря в сети «ВКонтакте» появилось сообщение: «Зимней дороги в монастырь больше нет». Для монастыря это значило многое: ближайший населенный пункт - поселок Обуховец - находится в восьми километрах от пустыни. С этого момента дорога в Макарьевскую обитель становилась непроходимой для любого автомобиля.

До поселка Обуховец можно добраться из Тосно или Любани, на автомобиле или автобусом. В Обуховце, где когда-то был колхоз «Большевик», разместилось небольшое подворье пустыни. Два жилых трехэтажных дома общежитийного типа, несколько частных домов да остатки колхозных строений, среди которых бродят местные коровы - именно отсюда начинается дорога в Свято-Успенскую Макарьевскую обитель.

Дорога, ведущая через разрушенные колхозные владения, выводит к гати. Гать невелика - всего двадцать метров, а после нее уже как повезет. Отсюда мы начинаем вместе с отцом Макарием (Тягловским) наш восьмикилометровый путь. Неторопливая беседа значительно сокращает дорогу.

Как говорит отец Макарий, в свое время он был атеистом, «как и все». «Не было никакого радикального шага, просто есть время разбрасывать камни, и время собирать камни – вот и все, – объясняет он. – Как правило, это происходит после тридцати лет. Ты не знаешь, где искать ответа на вопросы, которые у тебя накопились. Просыпается голод, неутолимая духовная жажда...».

В начале апреля дорога к пустыни частично еще в снегу, который местами переходит в непролазную грязь. Как говорит отец Макарий, нам еще повезло - дорога пока подмерзшая. Зато когда растеплеется, она превратится в сплошное месиво с заполненными водой ямами. Если повезет, и будет сухое, жаркое лето, здесь можно будет проехать на автомобиле.

Отец Макарий: «Как Христос говорил: «Милости хочу от вас, а не жертвы!» Так вот, весь этот путь в пустынь - милость, не жертва. Только жаль, что редко мы это делаем. Не любим мы себя, не любим. Это сначала кажется, что человеку все подвластно, он все умеет, ему все доступно. Да ничего подобного! В том-то и наша вина, что мы Божью волю, Божье благословение ставим на последнее место. И в том-то наша сила, что мы в итоге признаем свою слабость...».

По левую руку тянется канал, который выкопали, чтобы отвести воду от дороги. Ближе к монастырю он встречается с рекой Лезной. Ее еще называют Красной рекой. Говорят, такой она была после боев 1942-1943 годов – от крови убитых. Цифры при этом называются страшные - по некоторым данным, на этом участке фронта сложили головы свыше 200 тысяч красноармейцев. Многие из них до сих пор не погребены, а земля все еще прячет тонны военного «железа», выталкивая его со временем на поверхность.

Думая об этом, поневоле начинаешь вглядываться в грязь под ногами. «Не надо специально искать - не получится, – говорит отец Макарий. - Оно само показывается - споткнешься вдруг или просто глазами упрешься...».

В память о павших воинах у дороги через ручей установлен поклонный крест. На нем — икона Божией Матери, под ним — солдатская каска и хвостовик мины. Чуть дальше дорога от Обуховца смыкается со старой дорогой из деревни Вериговщина, когда-то ведущей к пустыни. Еще несколько километров, и в просвете лесной дороги появляются золотые купола монастырской церкви...

Пустынь

Две собаки, выбежавшие навстречу, шумят для порядка, а потом ласково тычутся носами в ладонь. Впереди вырастают кирпичные постройки под зелеными крышами. С 2005 года, кроме деревянной Успенской церкви, здесь появились братский корпус с трапезной, пустующий пока дом настоятеля, баня, сарай, часовня и еще каменный храм преподобного Макария Римлянина, пока, правда, недостроенный.

Монастырь расположен на небольшом возвышении в центре настоящего водного лабиринта из русла Лезны, ручьев, бобровых плотин и болот. Через ручьи и канавы перекинуты деревянные мостики. На островке напротив монастыря – та самая «гора Афон» с поклонным крестом. С этой горы вся пустынь видна, как на ладони.

Монахи, послушники, трудники... В обители всегда кто-то есть, но рабочих рук явно не хватает. Мало кто остается здесь надолго. Трудно здесь жить, и даже мобильная связь далеко не всегда ловит сигнал. Поневоле остаешься один на один с пустынью и своими мыслями.

Ночью в деревянной Успенской церкви проходит Пасхальное богослужение. Утром над пустынью встает солнце и устанавливается какая-то особенная, звенящая тишина. Это журчит, прыгает по перекатам и петляет под мостиками красная река Лезна. Если перейти мост через узкую здесь реку, выйдешь на Макарьевскую тропу, которая ведет к скиту, где по преданию жил когда-то Макарий Римлянин. От монастыря до развалин скита всего три километра, но сейчас их не пройти: тропа ведет через топкое Макарьевское болото, которое можно пересечь только зимой. Искушать судьбу не стоит — говорят, даже послушники монастыря не всегда возвращались с этой тропы...

После утренней трапезы пускаемся в обратный путь. Отец Макарий, обходя самые топкие места, подбирает оброненный кем-то молоток, читает на снегу отпечатки чьих-то следов, обрывает и пробует на вкус молодую еловую хвою. Вдруг заработала связь, и он радостно кричит кому-то по телефону: «Христос воскресе!».

Отец Макарий: «Жизнь не вечна, это только подготовка. Человек, который устал жить в этом урагане, в этой стремительной реке жизни, отходит в сторону, чтобы заняться действительно важными делами — своей душой. И тогда просто начинаешь просить: «Господи, дай...» – как в детстве, у родителей... Не надо думать, что, уходя в монастырь, человек всего лишается. Все, чему я научился в жизни, все преумножилось. И конца этому учению не может быть... Это все подсказки, это все шансы наши на то, чтобы жить хорошо на этой земле. Если бы мы ставили на первое место волю Божью, то у нас на земле рай бы был...».


Как добраться. Ленинградская область, Тосненский район, Любанское городское поселение, поселок Обуховец, урочище Макарьевская пустынь.

На автомобиле: проезд по трассе Шапки-Любань (поворот на пос. Обуховец). На автобусе №327 (маршрут Любань-Костуя) (остановка пос. Обуховец). Далее от Обуховца в сторону Макарьевской пустыни 8 километров по очень разбитой дороге.

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Ленинградская обл., г. Тосно, пр. Ленина, 291а, кладбище.

Контакты и информация: группа «ВКонтакте» «Свято-Успенская Макарьевская пустынь».