Хотя праздник официально считался церковным (в 1316 году православная церковь назвала его Ивановым днем в честь Святого Иоанна Крестителя), но он полностью сохранил свой дохристианский облик, и влияние церкви проступало лишь в его названии юханнус (juhannus, от Juhana — Иоанн).
В Петербургской губернии праздник впервые прошел в 1899 году в поселке Пудость – давнем месте жительства ингерманландцев. Традиция была забыта в годы революции и эпоху Советского Союза, но в 1989 была возрождена общественной организацией ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто».
В последние годы главный праздник ингерманландских финнов проходит при поддержке правительства Ленинградской области и администрации Гатчинского района. Обсуждение деталей мероприятия началось еще весной, важным пунктом стала организация автобусов для желающих попасть на гуляния в поселке Сиверском.
«Праздник любят не только ингерманландские финны, – рассказывает Роман Пелли, председатель общественной организации «Инкерин Лиитто». – Жители Ленинградской области и соседних регионов и стран интересуются нашей культурой».
Народные гуляния проходят в канун праздника. В этом году гостей вновь ждала концертная программа от финно-угорских творческих коллективов, конкурсы и спортивные состязания, народные гадания, ярмарка и дегустация национальных блюд.
Главным обрядом праздника считается сжигание священного костра – традиция, знакомая всем народам, отмечающим Иванов день. Но детали даже у соседствующих деревень могли отличаться. Ингерманландские финны не бросают в костер старые вещи, а только окружают кострище букетами полевых цветов. В эту ночь цветы украшают и огонь, и воду: на берегу реки Оредеж гости праздника гадали по брошенным на воду венкам. А затем, как и столетия назад, завели вокруг костра общий хоровод.
Анна Горохова
Фото Дмитрия Ширского, Тамары Кисель