«Искать Господа в этом тихом ветре...»: Покровский храм

В ноябре 2018 года исполняется 130 лет со дня освящения Мариенбургского Покровского храма в Гатчине, построенного по распоряжению и под особым наблюдением Александра III. У этой церкви – особая судьба, связанная с историей одного из интереснейших районов Гатчины, старинной Егерской слободы.

Проехать к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге можно на автомобиле, свернув на улицу Комсомольцев-Подпольщиков от Красноармейского проспекта. Но лучше пройтись пешком, ведь нынешняя улица Комсомольцев-Подпольщиков — не что иное, как одна из главных улиц старинной Егерской слободы. А эти старые деревянные избы с резными наличниками, тянущиеся по правой ее стороне — знаменитые егерские дома, построенные еще в середине XIX века.

Еще один поворот налево, на улицу Круговую, и откроется небольшой, очень стройный, выполненный в белом и красном цветах, каменный храм. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге относится к Гатчинском городскому благочинию, но ее расположение вдали от городского центра, среди частных домов Егерской слободы, придает ей уютные, спокойные черты сельского храма. Летом она стремительно вырастает из окружающей ее зелени, и кажется, что только пять золотых крестов отделяют ее голубые купола от небесной синевы.

За церковью — деревянный священнический дом и небольшое ухоженное кладбище. Здесь – тишина и покой, и кажется, что будто бы и не было последней сотни лет с ее всесокрушающими событиями... Слева от храма, под деревьями — удобная скамейка, где можно спокойно посидеть, отрешившись от суеты и задумавшись о главном. Лучше не найти места для неторопливой беседы с настоятелем Покровского храма, протоиереем Антонием Антиповым.

 

Егерская слобода

Строительство Егерской слободы под Гатчиной началось в 1857 году, при императоре Алексан-

дре II, когда в Гатчину из Петергофа была переведена придворная императорская охота. Проект слободы был составлен архитектором Дворцового ведомства Георгом Гроссом. Неподалеку от Павловского дворца на южном берегу реки Колпанки выкорчевали лес, выстроив на освободившемся месте комплекс строений с большим хозяйством, в котором было не меньше шестидесяти построек для различных нужд.

Вход в Егерскую слободу охраняли Красные ворота, от которых брала начало главная улица слободы – Егерская дорога. На ней в линию выстроились одноэтажные жилые дома для семей царских егерей (первый и последний дома были двухэтажными). Выполненные в старорусском стиле, эти дома были похожи друг на друга, как близнецы-братья, – пятистенные бревенчатые избы на каменном подклете из пудожского камня, со сквозной резьбой и лосиными рогами на фронтоне.

Помимо жилых домов для семейных егерей (и казармы для холостых), комплекс включал здание управления охоты, канцелярию, школу, кузницу, водокачку, баню с кухней. Впоследствии к этим постройкам добавились вдовий дом, чайный домик, оранжерея, фазанник, каменные конюшни, вольеры для собак и зверинцы для хищников, мастерские и прочие подсобные службы.

К сожалению, в настоящее время от самой Егерской слободы мало что осталось, но большая часть домов придворных егерей сохранилась, хотя и в изрядно обветшавшем состоянии.

 

Императорский храм

В 1881 году Гатчина стала официальной резиденцией императора Александра III, который подолгу жил здесь вместе со своей семьей. Для царских егерей, которые были прихожанами домовой церкви Гатчинского дворца, было решено построить отдельный храм.

Над проектом и строительством нового храма трудились известный зодчий, академик Д.И. Гримм и архитектор И.А. Стефаниц. Работы велись под непосредственным наблюдением Александра III. Торжественная закладка Покровской церкви состоялась 25 мая 1886 года, причем первый кирпич в основание фундамента положил сам император. В строительстве церкви был использован бутовый камень из Черницких карьеров и от гатчинского обелиска «Коннетабль», полностью разрушенного в 1881 году ударом молнии.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенная в московском стиле XVII века, получилась очень красивой. Вот как описывается убранство этого храма в «Петербургском листке» за 1889 год: «Внутри – художественно исполненный мозаичный пол, стены храма, расписанные орнаментом в византийском стиле… и дивный, резной работы в русском стиле, иконостас дубовый – все это чарует взор. А над всем этим нависло куполообразное, усыпанное золотыми звездами, голубое небо…»

Иконы для храма писал талантливый московский иконописец Николай Сафонов. Всего в иконостас вошли двадцать четыре образа.

- В этот храм была вложена вся любовь царской семьи, – говорит отец Антоний. – В утраченном иконостасе были иконы с образами святых покровителей императорской семьи — и самого императора, и его близких.

Росписью стен храма занимался живописец П. Фишер: над иконостасом он изобразил Покров Пресвятой Богородицы, заполнив остальные своды и стены «византийским» орнаментом.

Освящение церкви должно было состояться осенью 1888 года, на праздник Покрова Божией Матери. Однако Александр III, посетивший церковь незадолго до этого события, остался недоволен ее теснотой и приказал срочно расширить ее. В итоге торжественное освящение церкви состоялось 20 ноября 1888 года, спустя месяц после спасения императорской семьи во время крушения поезда у станции Борки, рядом с Харьковом (17 октября 1888 года). На освящении церкви присутствовала вся императорская семья.

 

«Мы здесь – и с жизнью, и со смертью...»

От священнического дома, за церковью, начинается приходское кладбище, на котором вот уже вторую сотню лет хоронят верующих людей и, прежде всего, священников, которые служили не только в этой церкви, но и в других гатчинских приходах. Сразу за алтарной частью храма — могила первого настоятеля церкви, протоиерея Василия Левитского (1851-1914), много потрудившегося для этой церкви. Священником Покровской церкви Василий Андреевич Левитский стал в 1896 году, прослужив здесь до самой своей кончины.

- Этот храм видел многих великих людей, – рассказывает отец Антоний. – Его посещал отец Иоанн Кронштадтский, который был другом настоятеля храма, пресвитера Василия Левитского. Отец Иоанн приезжал сюда и, по некоторым сведениям, служил с отцом Василием в престольный праздник в Мариенбургской церкви. В алтаре нашего храма хранится икона Спасителя из собора в Кронштадте, в котором служил отец Иоанн.

Покровский храм закрылся в 1932 году, после чего все его богатейшее убранство было разграблено и уничтожено. Открылся он только в 1942 году, во время немецкой оккупации. В церковь пригласили священника из Пушкина, отца Василия Апраксина, соорудили здесь временный иконостас, собрали из разных мест иконы и утварь. В послевоенные годы благодаря неустанным хлопотам протоиерея Петра Белавского временный иконостас был заменен постоянным, переданным из храма Ленинградской духовной академии. А совсем недавно пришла замечательная новость: в 2018 году, по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, начаты работы по воссозданию точной копии иконостаса, изначально бывшего в храме. Уже установлены Царские врата, заказаны к написанию иконы.

Очень многое в Мариенбургской церкви связано с именем протоиерея Петра Белавского (1892-1983). Подвижник, прошедший тюрьмы и ссылки в годы гонений на веру Христову, отец Петр обладал великим даром молитвы и любви. Он происходил из потомственной священнической семьи, живущей в деревне Александровка у поселка Тайцы, где на приходе служил его отец. В 1922 году отец Петр стал настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского в Тайцах. В конце двадцатых годов он присоединился к иосифлянскому движению, став духовником преподобномученицы Марии Гатчинской. В ноябре 1929 года был арестован и сослан на Соловки, затем на Беломорканал. После освобождения в 1933 году жил с семьей в Новгороде, где через пять лет вновь был арестован, проведя в тюрьме несколько месяцев.

С 1945 года протоиерей Петр Белавский служил в Павловском соборе Гатчины, восстанавливаемом при его участии от разрушений военных лет. В 1955 году отца Петра перевели в Мариенбургскую Покровскую церковь, где он прослужил до 1976 года, отдав много времени и сил ремонту и реставрации храма. Умер всеми любимый батюшка в 1983 году. Был похоронен в церковной ограде вблизи алтаря.

Протоиерей Петр Белавский был удостоен многих церковных наград, включая митру и патриарший крест, награжден орденами святого князя Владимира и преподобного Сергия. Рядом с церковью до сих пор стоит небольшой деревянный дом, который был построен в 1959 году для семьи Белавских. Еще есть в Покровской церкви прихожане, которые помнят отца Петра и его супругу, матушку Ксению. Одна из их дочерей, Александра Петровна Белавская, живет в Петербурге и часто бывает в Мариенбургском храме.

Погребены на этом кладбище и члены семьи хорошо известных в Гатчине священнослужителей Преображенских, и любимый прихожанами настоятель Покровской церкви отец Анатолий Павленко, прослуживший здесь с 1996 года вплоть до самой своей кончины в 2013 году.

 

Святыни Покровского храма

Среди особо почитаемых святынь Мариенбургского Пок-ровского храма – чудотворный образ Божией матери «Взыскание погибших». Эта икона была найдена в пятидесятых годах XX века в районе Мариенбурга женщинами, которые переходили реку Колпанку по деревянному пешеходному мосту. Икона была частью настила этого моста.

Надпись на иконе гласит, что она была «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря Самарской губернии, игуменьи Анатолии с сестрами - в память чудесного избавления императора Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» близ станции Борки. Начиная с 1994 года и по сию пору этот образ мироточит.

Другие святыни храма – икона Спасителя в алтаре, предположительно подаренная Иоанном Кронштадтским, иконы святой благоверной княгини Анны Кашинской, великомученицы Екатерины с частицами их мощей, святителя Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери. Есть в Покровском храме и редкая икона с частицей мощей покровителя всех охотников, мученика Трифона Сокольника, на которой святой изображен с соколом. Написанная на кипарисовой доске с золоченым чеканным фоном, эта икона появилась в церкви в ноябре 1914 года.

 

Приход и прихожане

Протоиерей Антоний Антипов служит настоятелем Мариен-бургского Покровского храма не так давно — с января 2017 года. В 2003 году, еще совсем молодым священником он был направлен из Санкт-Петербурга в Заполярье, в Архангельскую епархию, где прослужил более десяти лет. Служил в городе Нарьян-Маре с 2004 года, став там настоятелем Свято-Богоявленского кафедрального собора. За это время успел многое: отстроил новый красивый храм в Нарьян-Маре, создав вокруг него большую инфраструктуру, восстановил несколько других храмов, с миссионерскими поездками побывал во многих селах и островах Российского Заполярья, организовывал паломнические поездки, вел православную программу на местном телевидении.

Отец Антоний — единственный священник в Мариенбургском Покровском храме, но, помимо церковных служб и таинств, по мере сил своих старается оказывать духовную помощь своим прихожанам. При храме действует воскресная школа для детей.

- У нас много постоянных прихожан, у которых и мне есть чему поучиться, – говорит священник. – Многие женщины ходят в этот храм уже лет пятьдесят и хорошо помнят отца Петра Белавского. Многие здесь крестились, венчались, провожали в последний путь своих близких. Поэтому для всех этот храм родной...

 

Дар человеческой свободы

Как говорит отец Антоний, сейчас, как и сто лет назад, как, наверное, будет и сто лет спустя, вопросы священнику задаются одни и те же.

- Человека заботит, прежде всего, его жизнь, - говорит он. - Ему важно знать, правильно ли он поступает, верной ли дорогой идет, не ошибается ли. Как ему творить добро, как прощать зло? Многие вопросы касаются излишней религиозности, меры поста, молитвы, посещения богослужений... Когда люди приходят ко мне с вопросами, я всегда вспоминаю о бесценном даре человеческой свободы, которой наделил нас Господь. Я стараюсь не ограничивать людей, давая им возможность выбора и подчеркивая их личную свободу. Мы не должны чувствовать себя под каким-то суровым законом, спрашивая священника о каждом своем шаге. Было бы неправильно, если бы священник решал за человека, как ему поступать. Мы сами должны принимать решения, неся за них ответственность и получая результаты этих решений...

Кто-то ищет свой храм, кто-то – своего священника. Иногда этот процесс затягивается, и люди отступают назад, разочаровываются...

- Конечно же, духовничество очень важно – как водительство и наставничество духовное, – считает отец Антоний. – Сам по себе, находясь в одиночестве, верующий человек может ошибиться, споткнуться, пойти не тем путем. Поэтому ему важно, чтобы рядом был духовно опытный человек, который мог бы ему подсказать, направить, утешить, просто быть рядом.

Как найти «своего» духовника? Может быть, точно так же, как ищут «своего» врача: ведь один и тот же доктор может подойти одному человеку, но не устроить другого. Наверное, основным критерием духовного «совпадения» является польза, которая возникает при общении. Если при этом чувствуется поступательное движение, происходит духовное развитие, разрешаются проблемы, уходят страсти, уменьшаются грехи, если жизнь наполняется радостью — значит, такое общение полезно.  А если человек в духовном смысле топчется на одном месте, такое общение вряд ли на пользу...

Многих беспокоит, что наши грехи и ошибки часто не поддаются исправлению. Как все-таки справиться с чем-то в самом себе, с чем не хочется мириться?

- К сожалению, среди многообразия наших ошибок и грехов есть так называемые грехи-«соседи», с которыми мы живем много лет, – говорит отец Антоний. – Мы миримся с ними, как с соседями, терпим их и не собираемся с ними расставаться, потому что уже привыкли к ним. Это, как правило, грехи не действия, а грехи наших помыслов, наших чувств. Но грех прощается, лишь когда оставляется, поэтому нужно запастись духовным терпением и стараться искоренять, вытаскивать эти «занозы», даже если они стали «родными». Порой вся жизнь может понадобиться для того, чтобы распрощаться с нашей скверной духовной.

Ну и, конечно, не нужно отчаиваться, когда снова падаешь. Нужно вставать, находить в себе силы отряхнуться и идти дальше. Господь все равно нас всех любит и желает нам спасения.

...Если бы ко мне пришел человек и сказал: «Я ищу Бога», я наверное ответил бы ему, что Господь посреди нас, что Он везде — в красоте природы, в тех малых радостях жизни, которые мы ежедневно получаем и которыми укрепляемся. Наверное, не нужно настраиваться на какую-то сверхъестественную религиозность, ожидая чудесного явления Господня. Господь посреди нас и говорит с нами очень тихо. Нужно искать Его в этом тихом ветре и тех радостях, которые нас окружают...

Юлия Лысанюк