В советское время кузница рабочих кадров для Сиверского ремонтного завода именовалась «Профессиональное училище». Для поселка завод был главным кормильцем и созидателем. Училище крепко стояло на ногах и ни в чем себе не отказывало, чтобы готовить хороших рабочих для завода и сельского хозяйства в целом – токарей, слесарей по ремонту тракторов и сельскохозяйственной техники, трактористов механизаторов, электриков, сварщиков…
В XXI веке после цепочки реорганизаций училище преобразовалось в политехнический факультет Государственного института экономики, финансов, права и технологий, который расположен в Гатчине.
В учебном городке я впервые, поэтому любопытно все. И декан факультета Мария Владимировна Нефедова любезно показала факультет и рассказала о жизни студентов.
Еще в коридоре в голову пришла мысль: если вы не знаете, где учатся местные мальчишки, значит, вы не были на факультете ГИЭФПТ в Сиверском. Высокие, симпатичные, с умными глазами – девочкам здесь повезло. Мы заглянули в идеально чистый гараж, где расположены лаборатория технического обслуживания и ремонта автомобилей, лаборатория двигателей внутреннего сгорания и токарно-механическая мастерская; посмотрели, как на площадке отрабатывают навыки вождения. Приятно порадовал свежий евроремонт в учебном корпусе – библиотеке, спортзале с душевыми и раздевалками.
Но самое удивительное, на мой взгляд, это кабинеты для обучения рабочим профессиям. Далекому от техники человеку ничего не понятно – огромные стальные «внутренности» автомашин, чудо-приспособления для сварщиков с космическими «рукавами», кабины с мониторами для будущих водителей!
В столовой ребят ждет домашний супчик и пирожки с начинкой на любой вкус. Причем, стоимость полноценного обеда из трех блюд в районе ста рублей. Оказывается, такое еще бывает. Здесь не только обедают, но и проходят практику будущие повара и кондитеры.
- Мария Владимировна, какой учебный план на этот год?
- Прием на наш факультет проходит по результатам собеседования, обучение проводится на бюджетной основе. Мы набрали три группы по 25 человек: «Сварочное производство», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Технология продукции общественного питания». В первых двух случаях – квалификация «техник», в последнем – «техник-технолог».
В ходе учебы студенты могут получить дополнительные рабочие профессии: электрогазосварщик 3-4 разряда, водитель категории С, слесарь по ремонту автомобилей 3-4 разряда; повар и кондитер 3-4 разряда.
- А как же электромонтер?
- На специальности «Сварочное производство» и «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» набор через год. В 2017 году мы набирали первокурсников на «Электрификацию и автоматизацию сельского хозяйства», в 2018 году – «Сварочное производство». В следующем году, если государственное задание будет сохранено, наберем группу подготовки специалистов-электриков.
- А что делать тем, кому не повезет? Приедет человек поступать, а в этот год, допустим, группу сварщиков не набирают?
- Проблема решается. Можно поступить на любую другую специальность, а на 3-4 курсе во время учебы параллельно пройти переподготовку и получить диплом.
К разговору подключился заместитель декана по учебно-производственной работе Антон Анатольевич Моштаков.
- В течение обучения, начиная со второго курса и до окончания учебы, можно получить дополнительные рабочие профессии по всем специальностям среднего профессионального образования, которые есть у нас в институте, в том числе и на других факультетах ГИЭФПТ, и которые студент может освоить по своему выбору, физиологическим данным и общеобразовательной подготовке. Обучиться, получить рабочую профессию и выйти от нас грамотным специалистом, – добавил Антон Моштаков.
На политехническом факультете сосредоточены все необходимые учебно-производственные мощности для подготовки специалистов. Есть специальные площадки, где ребята могут в реальных условиях попробовать себя в профессии. Допустим, в ремонте автомобиля. Учитывая, что имеющиеся на факультете машины однотипные, специально привлекаются частные автомобили. Так студенты учатся думать, а не зубрить последовательность действий по принципу: покажи, что открутить – и я откручу.
На факультете много замечательных педагогов, которые работают уже не один десяток лет. К студентам у них личностно-ориентированный подход. Это значит: плохих учеников нет. Бывает, кто-то из студентов уходит, не завершив обучение. Причины разные – служба в армии, необходимость трудоустройства, смена места жительства… Потом возвращаются. Вновь садятся за парту и, в конце концов, получают диплом.
- Время идет вперед. Какие грядут изменения и как они скажутся на подготовке рабочих?
- Учреждения профессионального образования России, и наш институт в том числе, переходят на подготовку специалистов по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования по ТОП-50 – пятидесяти наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, – рассказывает декан Мария Нефедова. – Для нас это возвращение к тому хорошему, что было раньше при подготовке специалистов рабочих профессий. В частности, учебный процесс станет более коротким. Он рассчитан на три года, а не на четыре, как сейчас. В этом есть положительные стороны. Ведь социальные условия, благосостояние семей наших студентов очень разное. Есть ребята, которые уже со 2-3 курса стремятся зарабатывать. А это сложно, ведь в дневное время они обязаны учиться. Изменения в учебном процессе позволят нам сконцентрироваться на подготовке рабочих кадров, не терять время и ребят, которые хотят быть именно рабочими.
На политехническом факультете учатся на только выпускники 9-х классов, но и взрослые. Профессиональная подготовка взрослого населения – это платные образовательные услуги. Здесь можно получить такие профессии, как водитель автомобиля категорий «В», «С», повар, слесарь по ремонту автомобилей, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрогазосварщик.
На факультете созданы условия для обучения людей с ограниченными возможностями. Даже если человек напрямую работать по этой профессии не будет, он может обучиться и работать в смежной отрасли. К примеру, техническое обслуживание автомобилей – это не только гайки крутить. Можно работать продавцом в магазине запчастей, консультантом в интернет-магазине, оказывать техническую поддержку в автосервисе, работать дистанционно.
Татьяна Можаева