История Вырицы сохраняет память о нескольких храмах, из которых к настоящему времени остались только два. Самый известный из них – церковь Казанской иконы Божией Матери, прославившаяся благодаря имени преподобного Серафима Вырицкого и своей удивительной архитектуре. Но не менее интересен и самый первый вырицкий храм — церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
Чтобы узнать больше о судьбе этой красивой деревянной церкви и ее роли в жизни православной Вырицы, мы поговорили с настоятелем Петропавловского храма, благочинным Гатчинского и Сосновоборского районных округов протоиереем Владимиром Вафиным.
Начало церковного строительства
Современная Вырица возникла в результате слияния нескольких небольших деревень, вольно разрастающихся в благодатной лесной тиши вдоль берегов реки Оредеж. Бурное развитие поселка началось в 1901-м году, когда решено было продолжить дальше на юг, через Вырицу, Царскосельскую железную дорогу из Санкт-Петербурга. Очень быстро Вырица стала самым большим и едва ли не самым популярным среди новых дачных поселков в пределах Царскосельского уезда. Одновременно с дачным строительством в окрестностях поселка один за другим стали вырастать христианские храмы.
- Вырица разрослась очень быстро, став похожей на лоскутное одеяло, – говорит отец Владимир. – Первые дачники заселяли в основном центральный участок Вырицы и Михайловку. Здесь и был построен первый храм Вырицы — церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, основанная в память о чудесном спасении семьи императора Александра III во время крушения поезда в Борках в 1888 году.
Любопытно, что решение о том, что первая церковь Вырицы будет именно православной, было принято не сразу. В поселке проживало довольно много финнов, которые просили построить лютеранскую кирху, но большинством голосов на собрании владельцев земельных участков было решено поставить все-таки православный храм.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла был заложен 10 сентября 1906 года в восточной части нынешней Вырицы, в километре от железнодорожной станции. Церковь строилась по проекту архитектора Николая Котовича, в основном на пожертвования местных дачевладельцев. Одним из первых жертвователей на храм был глава местного общества трезвости Иван Чуриков. Новую церковь освятили 22 июня 1908-го года. Она была выстроена в «старомосковском» стиле и представляла собой деревянное здание на высоком фундаменте, выполненное в форме креста, с шатровым куполом и высокой колокольней из валунов. Просторный двусветный церковный зал был рассчитан на 800 человек. При храме сразу же образовался приход, в который, кроме Вырицы, вошли деревни Петровка и Красницы. Неподалеку от церкви, на одном из пожертвованных участков, возникло и приходское кладбище, сохранившееся до наших дней.
Первым настоятелем вырицкого Петропавловского храма считается священник Севастиан Воскресенский, прослуживший здесь до 1911 года. С 1911 по 1931 год настоятелем был священник Георгий Васильевич Преображенский (1879-1933), прадед нынешнего настоятеля вырицкого Казанского храма протоиерея Георгия Преображенского.
К июлю 1914 года в так называемой «Княжеской долине», новом районе Вырицы, построили и освятили еще один храм – знаменитую церковь Казанской иконы Божией Матери, выполненную в древнерусском стиле по проекту архитекторов М. Красовского и В. Апышкова. В 1914-1915 годах неподалеку от станции «Поселок» появилась деревянная церковь-школа, построенная по проекту петербургского архитектора М. Перетятковича. Она была освящена в честь Преображения Господня и являлась приписной к Петропавловскому храму, став со временем приходской. В 1930-х годах Преображенский приходской храм был закрыт и передан под клуб. Здание этой церкви не сохранилось до наших дней.
Последним из православных храмов, сооруженных в Вырице в начале XX века, была церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Кавказского (Моквинского) Успенского женского монастыря Сухумской епархии. Подворье монастыря располагалось в Заречье, на высоком берегу реки Оредеж. Начиная с 1932 года, Успенская церковь несколько раз закрывалась и открывалась, меняя статус с монастырского на приходской. Во время войны здесь поселились сестры Крючского скита Великолуцкого Вознесенского девичьего монастыря, благодаря которым монастырская жизнь в Вырице была восстановлена. Однако в 1945 году храм Успения был закрыт окончательно. На месте уничтоженной обители сейчас находится Вырицкая больница.
Помимо православных храмов, в Вырице был и римско-католический костел. Он появился в 1915 году, неподалеку от Второй платформы, очевидно, в связи с большим наплывом в окрестности Петрограда беженцев из Привислинского края, Западной Белоруссии и Прибалтики. Освященный в честь св. Иосифа, костел был закрыт предположительно в 1932 году и до наших дней не сохранился.
Еще одной достопримечательностью Вырицы стала община христиан-трезвенников, основанная в 1905 году самарским крестьянином Иваном Чуриковым. В 1906 году на левом берегу реки Оредеж чуриковцы построили большой красивый дом с башенкой, вокруг которой образовался целый трудовой поселок (с 1992 года этот дом снова принадлежит чуриковской общине). Известно, что духовным наставником Ивана Чурикова был отец Иоанн Кронштадтский. Проповеди Чурикова пользовались огромной популярностью: с помощью бесед и совместного чтения Библии ему действительно удавалось отвращать людей от пьянства.
- Чуриков молился в Петропавловском храме, - рассказывает отец Владимир. - Он считал себя православным и очень дружил с нашим духовенством. Но вокруг него сложилась весьма экзальтированная публика, часть которой объявила его святым. Его называли «братцем Иоанном», а некоторые считали даже вторым Иисусом Христом. Чуриков не смог их переубедить... В итоге духовенство на время запретило ему причащаться и потребовало, чтобы он вразумил свою публику. А в 1938 году его арестовали и увезли, и следы его затерялись... Чуриковская община осталась, правда, расколовшись на части. Какая-то часть осталась в Православной церкви. Потомки некоторых из них — сейчас прихожане нашего храма.
Эпоха мученичества
С началом новой эпохи, наступившей после Октябрьского переворота, тихая Вырица стала убежищем для гонимых. Спасаясь от репрессий, сюда перебирались представители духовенства, бывшего царского офицерства, дворянства, купечества. Духовенство группировалось вокруг действующих приходских храмов и монастырского подворья.
Первые аресты православных священников начались в 1931 году. 2 января 1931 года был арестован и приговорен к трем годам лагерей в Мордовии возглавивший вырицкое священство, служивший в Петропавловском храме протоиерей Георгий Преображенский. Он был досрочно освобожден в 1933 году, но вскоре скончался в ссылке в Борисоглебске. В апреле 1931 года, на Радоницу, был арестован также служивший в Петропавловском храме священник Симеон Михайлович Бирюкович. К моменту его ареста церковь была уже закрыта властями, а сам батюшка жил в деревне.
- Приходит к нему народ, говорят: «Батюшка, Радоница пришла, покойников помянуть надо», рассказывает отец Владимир. – Батюшка прощается со своей семьей словами: «Последняя служба... До свидания. Меня заберут...» Потом идет в храм, срывает печати и начинает служить. За ним пришли (добрые люди успели сообщить, куда надо). Батюшка им говорит: «Подождите меня забирать. Записочки напишите, я ваших тоже помяну, и после службы поедем...»
Отца Симеона Бирюковича приговорили к трем годам лагерей и отправили в Усолье (Вишлаг), где он и скончался предположительно в 1932 году. Как говорит отец Владимир, авторитет его в лагере был настолько высок, что его особенно к работам не привлекали. Когда он умер, конвоиры разыскали медицинскую марлю в огромном количестве, чтобы священники сшили облачение для его погребения. Отца Симеона Бирюковича похоронили по священническому чину, в отдельной могиле.
В 1932 году в Вырице начались новые аресты, коснувшиеся преимущественно монахинь Успенского подворья и сестер-беженок из закрытых и разгромленных большевистской властью монастырей. В 1938 году был закрыт и переоборудован под клуб Общества содействия обороне (Осоавиахим) Казанский храм. В феврале того же года арестовали и вскоре расстреляли последнего настоятеля Петропавловской церкви протоиерея Андрея Корнилова, который служил здесь с 1931 года. Тогда же, в 1938 году был расстрелян и первый настоятель Петропавловского храма протоиерей Севастиан Воскресенский, бывший в то время настоятелем Покровской церкви на подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря в Гатчине.
После ареста отца Андрея Корнилова Петропавловский храм был закрыт. Власти устроили здесь клуб, а потом военкомат. Последний действовавший в Вырице храм — церковь при Успенском подворье монастыря — был закрыт в 1939 году. Практически всё открыто служившее в вырицких храмах духовенство было репрессировано...
...А потом началась война
С сентября 1941 по январь 1944 года Вырица была оккупирована фашистскими войсками. Немецкие части ушли на передовую к Ленинграду, оставив в Вырице преимущественно румынские и прибалтийские части.
- Румыны были православными, и это, как и присутствие здесь Серафима Вырицкого, отчасти смягчило ситуацию, – говорит отец Владимир. – С другой стороны, как пособники немцев, румыны должны были доказать им свою лояльность. И было очень жестко. Неподалеку, на улице Вокзальной, стояли виселицы. На въезде был концлагерь для детей, где у них брали кровь. В Кауште печи стояли... Отсюда вывозили многих на работу в Германию. Румыны очень старались, тем не менее, Серафиму Вырицкому удавалось их как-то сдерживать, иначе непонятно, осталось бы что-нибудь вообще от поселка...
При отступлении советских войск в августе 1941 года лишь чудом уцелела Казанская церковь. А вот Петропавловский храм сильно пострадал от авиабомб, которые уничтожили световой купол и звонницу. От взрыва обвалилась стена алтаря. Занявшие поселок фашисты устроили внутри полуразрушенной Петропавловской церкви конюшню. За лошадьми ухаживали советские военнопленные, которых в Вырице было достаточно.
В 1942 году, при участии Псковской миссии, оба вырицких храма – святых апостолов Петра и Павла и Казанской иконы Божией Матери – были открыты. Жители поселка сразу же приступили к восстановлению Петропавловской церкви. Буквально за считанные дни были поставлены фанерный престол, иконостас, отремонтирована кровля. Полноценное восстановление храма началось сразу после изгнания оккупантов в январе 1944 года. В июне 1944 года настоятелем Петропавловской церкви стал протоиерей Борис Павлович Заклинский (1881-1967).
- Начиная с этого времени, в храме появилось духовенство, которое свою жизнь проживало до конца, – говорит отец Владимир. – Священник Борис Заклинский – сам из исповедников, то есть из тех, кто во время гонений открыто исповедовал христианскую веру. Этот старый, прошедший лагеря и искалеченный жизнью человек принялся за храм всерьез...
Петропавловскую церковь фактически подняли из руин. Руками настоятеля были восстановлены звонница и алтарная стена. Отец Борис разматывал оставшуюся после войны колючую проволоку, делая из нее гвозди для латания дыр в храме. Были приобретены новые колокола и иконы, напрестольное Евангелие, необходимая церковная утварь. Часть убранства была перенесена из разрушенного храма преподобного Сергия Радонежского в селе Большая Ящера и церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы в деревне Усть-Введенское. Освящение обновленного храма состоялось 23 ноября 1952 года епископом Таллинским и Эстонским Романом. Полностью Петропавловская церковь была восстановлена в 1954 году, и с тех пор богослужения здесь не прекращались.
В 2003 году настоятелем Петропавловской церкви стал протоиерей Владимир Вафин. Перед столетним юбилеем храма, который отмечали в 2008 году, в нем был сделан капитальный ремонт. Пока восстанавливали большой храм, на его территории поставили небольшую временную церковь во имя Иоанна Кронштадтского (2005 год). С 18 февраля 2016 года храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Вырице является центром Гатчинского районного благочиния.
Святыни Петропавловской церкви
Среди особо почитаемых святынь Петропавловского храма – список Казанской иконы Божией Матери. Также здесь хранится епитрахиль святого Иоанна Кронштадтского. Как рассказал отец Владимир, эта епитрахиль была любимой святыней митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. После его смерти она хранилась у его личного секретаря, ктитора Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Бориса Глебова.
Отец Борис, кстати, частый гость в Вырице и в Петропавловском храме. В детстве он со своей семьей пережил блокаду Ленинграда, а когда она была прорвана, приехал к своей тетке в Вырицу вместе с мамой. Здесь, в Петропавловском храме будущий священник впервые вошел в алтарь. Протоиерей Борис Глебов не только принял самое активное участие в восстановлении любимой церкви, но и подарил ей сохранявшуюся у него епитрахиль отца Иоанна.
Свою главную святыню — уникальный серебряный ковчег с мощами двенадцати святых — Петропавловский храм обрел в 1951 году. Когда-то этот ковчег принадлежал католической церкви, но заключенные в нем мощи относятся к очень раннему, еще дораскольному периоду христианской церкви. Среди них — мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Николая, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, святителя Иоанна Златоуста.
С этой святыней, подобных которой в Ленинградской области, возможно, нет, случилась настоящая детективная история. В октябре 2003 года ее украли — дерзко, среди бела дня, в открытом храме. Дело с пропавшим ковчегом было очень громким. Его розыском занялись сотрудники «антикварного» отдела уголовного розыска Петербурга и Ленинградской области, но безуспешно. И все-таки в феврале 2004 года святыня вернулась в храм, и верующие восприняли это как настоящее чудо. И действительно, ковчег обнаружился чудом в Твери, уже после принятия решения о закрытии казавшегося безнадежным дела. Вор, который привел следователей к святыне, попался на «горячем», буквально во время очередного ограбления храма в Луге.
Христианские святыни, хранящиеся в церквях Вырицы, стали центром притяжения многочисленных паломников. А сами храмы, несмотря на свою порой трагическую историю, продолжают оставаться мощными духовными и культурными центрами для жителей Вырицы и ее окрестностей.
В статье использованы материалы из открытых источников и из публикации И.В. Попова «Святая Вырица» (журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2003).
Юлия Лысанюк
Фото Ольги Фирсовой