- У предприятия сложились тесные взаимоотношения с такими учреждениями образования, как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский аграрный университет, Российский государственный университет им. А.И.Герцена, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ), Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж. Пропедевтическая работа с молодыми людьми по введению их в профориентированную деятельность – это целенаправленная кадровая политика нашего предприятия. Наставничество - дело это серьезное, ответственное и трудозатратное. Но зато все усилия по воспитанию молодой смены в целом компенсируются притоком квалифицированных кадров непосредственно на предприятие, которое проводит практику, - отметил директор МУП ЖКХ г. Гатчины Максим Михайлович Поздняк.
Не первый год со студентами успешно работает большой коллектив специалистов-наставников: начальники жилищно-коммунальных служб микрорайона «Аэродром – Мариенбург», «Въезд-Хохлово поле» Елена Николаевна Михеева, Наталья Леонидовна Седова, и.о. начальника Ремонтно-строительной службы Владимир Левонович Аванесов, заместитель директора по юридическим вопросам Оксана Николаевна Воронцова, заместитель директора по управлению персоналом и общим вопросам Светлана Тимофеевна Терентьева. Специальности, по которым МУП ЖКХ г. Гатчины организует практику студентов самые различные: маляры, техники, слесари-сантехники, электрогазосварщики, юристы, менеджеры.
С одним из наставников молодежи – Еленой Николаевной Михеевой – мы встретились на ее рабочем месте: в Службе ЖКХ мкр. «Аэродром-Мариенбург».
Сама она трудится в ЖКХ почти десять лет. Пришла в эту сферу в 2009 году, до этого несколько лет отработав инженером на гатчинском заводе «ЭЛТЕЗА». Когда на заводе началось сокращение, узнала, что в МУП ЖКХ г.Гатчины требуются инженеры. Устроилась, постепенно разобралась в тонкостях дела, и ей это понравилась. Елена Николаевна руководит проведением работ по содержанию, обслуживанию, текущему ремонту многоквартирных домов, составляет планы работ, делает отчеты - словом, всё, чтобы во вверенном ей жилищно-коммунальном хозяйстве микрорайона был порядок.
Подразделение, которое она возглавляет, обслуживает сейчас 140 домов в микрорайонах «Мариенбург» и «Аэродром». Служба делится на три основных участка: эксплуатации и ремонта внутридомовых инженерных сетей; общестроительных и ремонтных работ; благоустройства и уборки жилых зданий и придомовых территорий. Территория микрорайона очень большая, дома разные: от дореволюционных до домов 2016 года постройки. Есть многоэтажные – панельные и кирпичные, есть небольшие - деревянные.
Микрорайоны растут, а вместе с ними и количество домов, с которыми работают специалисты службы.
- Елена Николаевна, когда у вас стали работать практиканты?
- Практиканты появились на моем участке лет пять назад. Когда мне предложили стать наставником молодежи, сначала были сомнения: направление новое, определенные требования к работе с практикантами, да и основной работы много. А потом решилась. Даже самой интересно стало. Я никогда не работала с молодежью, но рядом со мной всегда были профессионалы. Подтолкнуло меня к принятию решения и то, что как руководитель я понимала: коллектив со временем будет обновляться, нам понадобятся молодые грамотные специалисты.
В нашей Службе ЖКХ студенты проходят практику по рабочим специальностям: сантехники, сварщики, а также техники-смотрители.
- Что вы можете сказать о качестве подготовки студентов?
- В первую очередь хочу сказать, что студенты-практиканты приходят к нам заинтересованные, дисциплинированные. Ребята знают, что на предприятии есть трудовой распорядок дня, который нельзя нарушать. На производственную практику студенты приходят теоретически подготовленные. Эти же ребята на следующий год возвращаются к нам на преддипломную практику, и мы принимаем их уже как родных.
Хочу отметить, практиканты стараются. На практике они у нас полтора-два месяца. Это неслучайно. Для обслуживания домов важно, чтобы у специалистов была хорошая профессиональная подготовка: и теоретическая, и практическая. Нужно, чтобы уже на начальном этапе, проходя практику, они смогли применить свои теоретические знания, понимали свои трудовые функции по специальности, хотели работать и остались в профессии. А для меня еще очень важно, чтобы мои практиканты сделали для себя вывод: хотят ли они в дальнейшем придти работать именно в нашу Службу. Ответ на этот вопрос накладывает и нас, наставников, определенные требования и ответственность за выбор молодым поколением любимой профессии на всю жизнь.
- Видно, что вам самой интересно с работать с молодежью.
- Да, особенно, когда вижу, что молодой человек или девушка не просто пришли отбыть время. У нас недавно была на практике Алина К. Она очень активно включилась в трудовую деятельность предприятия, не боялась делиться своими знаниями, предлагать свои решения, спрашивала и делала вполне конструктивные предложения. Девушка, можно сказать, попала в свою тарелку. После практики я попросила Алину остаться поработать: заменить техника, отсутствующего по причине отпуска. Она с удовольствием откликнулась и с работой отлично справилась. Все делала правильно, аккуратно и грамотно. Запланированные на многоквартирных домах работы были выполнены и документы в порядке. Кстати, у нас документооборот ведется в электронном виде. Данные для составления планов и графиков работ, результаты их выполнения вносятся в компьютер. Нужно быть очень внимательным. Это очень ответственная работа. От качества осмотра техниками многоквартирного дома, подготовки документов зависит планирование работ, которые будут произведены на доме, или как он будет подготовлен к осенне-зимнему периоду. Практиканты участвуют не только в осмотрах домов, но и учатся планировать работы, в том числе на перспективу. Мы же не можем все сразу сделать, а предварительные осмотры и планирование очень важны для предупреждения аварийных ситуаций на доме, поддержания исправной работы его инженерных сетей. Работы выполняем на средства, которые оплачивают жители на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома: по мере их поступления.
- С чего начинают практику ваши подопечные?
- В первую очередь у нас проходит инструктаж по охране труда. Потом - знакомство с должностными обязанностями. Учащиеся делают практически тоже, что и основной состав, но под руководством наставника. Практиканты-техники приходят со своим заданием и Дневником практики ко мне. Чтобы у студентов-практикантов не было каши в голове, первым делом объясняю, чем конкретно они должны заниматься.
Тех, кто приходит на практику по рабочим специальностям, отправляю к начальнику участка инженерных сетей Сергею Александровичу Гусеву. Показываем ребятам место работы – многоквартирные дома - как выглядит оборудование, как его обслуживать. Студенты-практиканты непосредственно взаимодействуют с начальником, общаются по производственным вопросам со специалистами: слесарями-сантехниками, электрогазосварщиками. Опыт и знания наших специалистов очень важны для вхождения молодежи в специальность. И они ими щедро делятся с ребятами. А у нас на участке действительно работают хорошие мастера своего дела.
Естественно, по долгу своей работы мы много общаемся с жителями. Обучение компетентному общению с собственниками и нанимателями многоквартирных домов – это еще одна цель студенческой практики. Я всегда беру с собой техника-практиканта на общие собрания, где собственники должны принять решение по видам, объемам, срокам выполнения работ на доме, источнику их финансировании, а техник должен помочь организовать такие собрания. Вместе с техниками нашей Службы я обучаю студентов грамотному составлению актов по результатам осмотров квартир по вызову жильцов. Кроме того, жители ведь всегда задают вопросы при посещении, и надо профессионально на них ответить. Будущие специалисты должны уметь все грамотно и доступно разъяснить. Не забывать, что мы работаем в рамках закона, и не можем обещать того, что потом не сможем выполнить. Людям важно объяснить суть проблемы, чтобы они понимали, где наша зона ответственности, а где – нет. Что управляющая организация должна сделать, а что – собственники квартир по их содержанию. Очень важно, чтобы в результате люди остались удовлетворены нашей работой, оказанными услугами.
Сейчас региональный оператор проводит плановый капитальный ремонт домов. Мы обязательно должны контролировать эти работы, потому что на время капремонта мы передаем дома организациям, которые непосредственно ремонтирую их кровлю, фасад, инженерные сети. Выполнение этих работ надо не только контролировать, но и понимать правильно ли они производятся. Если есть нарушения технологии производства работ, выбора материалов, что впоследствии может отразиться на эксплуатации дома, естественно, техник докладывает руководству. При обучении технологии осмотров многоквартирных домов мы на это обращаем особое внимание практикантов.
- Кто из бывших практикантов вернулся к вам в качестве дипломированных специалистов?
- У нас проходил практику Александр Сергеевич Плаксин, обучался в ГИЭФПТ. Он получил диплом, отслужил в армии и пришел к нам работать техником-смотрителем. Александр работает уже больше двух лет. Уверена, если у него будет желание, на предприятии для него есть возможность карьерного роста. А начинать нужно так, как делает Александр – с техника-смотрителя. Только таким путем можно узнать профессию и все тонкости трудового дела изнутри: как обслуживается дом, какие есть трудности. Участок у него непростой – микрорайон «Мариенбург». Дома все разные. Много старых, с ними работать очень сложно.
Еще один молодой специалист - Дарья Николаевна Севастьянова, тоже работает техником-смотрителем. Думающая, собранная девушка, грамотно работает с жильцами. Участвует во всех собраниях собственников помещений многоквартирных домов. Ее участок – «Аэродром». Дома хотя и новее, но их обслуживать тоже нужно. В процессе эксплуатации любого дома проблемы возникают.
- Как проходит практика по рабочим профессиям?
- На практике ребята сначала смотрят, как работают специалисты-наставники, задают вопросы, познают тонкости мастерства, пробуют собственные возможности. В общении с наставниками студенты активно используют знания, полученные в образовательных учреждениях. Затем я постепенно направляю их выполнять задание самостоятельно. При этом объясняю, что и как выполнить, какие документы заполнить. Качество выполненных работ оценивают специалисты, я принимаю их выполнение.
- Вы их все хвалите и хвалите. Неужели, у вас практиканты не прогуливают?
- Не прогуливают. Они сразу попадают в настоящую рабочую среду. Я их сразу настраиваю: вы пришли на практику – значит, надо работать. Как и все сотрудники предприятия, на работу - вовремя. Считаю, что очень важно заинтересовать молодежь выбранной профессией, включить в активную трудовую деятельность, предоставить самостоятельность в выборе решения поставленных профессиональных задач. В этом я вижу мою задачу наставника.
В любой работе есть что-то интересное и хорошее. Я сама также начинала. Все работают вокруг, а мне нужно и самой узнать многое по работе, и расспросить коллег по интересующим профессиональным вопросам. Поэтому и я строю работу с практикантами по этому же принципу. Говорю студентам: «Если сомневаетесь, прежде чем что-то сделать, спросите, как сделать лучше. И любой специалист Службы поможет, а вы прислушайтесь к совету и обязательно самостоятельно выполните порученную работу».