Музыкальная биография Людмилы Сергеевны

В поселке Сиверский, на шоссе, носящем имя художника Крамского, живёт ветеран-блокадница, одна из активисток Школы третьего возраста – Людмила Сергеевна Якушина, в девичестве Скворцова.

Несмотря на свой почтенный возраст, она является участником многих общественных мероприятий и акций, проводимых школой и Советом ветеранов поселка Сиверский. На праздниках, встречах, экскурсиях, ее редко можно встретить без аккордеона. Со своим давним и верным спутником она не расстается уже без малого 80 лет. Всегда жизнерадостная, приветливая, общительная, Людмила Сергеевна, часто выступает перед молодежью. Под мелодичные звуки аккордеона в её исполнении звучат песни советских и военных лет. Л.С. Якушкину смело можно назвать старейшим культработником нашего региона.

Путь в мир музыки начался у Люды Скворцовой еще в довоенном Ленинграде.

«Я родилась в 1931 году и с восьми лет училась в школе с музыкальным уклоном, – рассказывает моя героиня. – Лето 1941 года наша семья по традиции проводила в селе Большая Вруда Волосовского района, на родине мамы. Здесь мы узнали страшную весть о начале войны. Помню, как резко изменилось настроение у дачников. Мужчины стали уходить на фронт. В день моего десятилетия, 3 июля, мать решила устроить праздник для местных детей. На улице, в саду, выставили большой стол, напекли пирогов. Собрались мои ровесники, но праздник так и не состоялся: в этот день фашистская авиация первый раз совершила налет на Большую Вруду. Тогда наш дом уцелел, было разрушено несколько других, началась паника. Наш дом, в котором жила бабушка, сгорел во время третьего налета, немцы бомбили тогда село и его округу очень сильно. Мы спешно, пешком, уходили в сторону Гатчины. Уходили, вместе с отступающими войсками и ранеными бойцами. Шли вдоль полотна Балтийской железной дороги, поезда уже не ходили. От Гатчины сумели как-то добраться до Ленинграда.

Страшно вспоминать, как мы пережили блокаду. В 1942 году я пошла доучиваться в 3-й класс 272-й школы. Мать и старший брат Сергей работали на заводе. Бомбежки, голод и холод – это навсегда врезалось в память. С братом ходили за водой на Неву, а жили мы на 4-й Красноармейской улице. Весной убирали улицы Ленинграда от снега и грязи, помогали старикам. В школе организовали творческую агитгруппу – ходили выступать перед ранеными бойцами, в госпиталь.

Весной 1942 года в наш дом попала бомба. К счастью, мы в это время находились в бомбоубежище. Нас вытащили из-под завалов. С этого времени наша семья переселилась в дом №3 по 5-й Красноармейской улице».

Ее отец – Сергей Иванович Скворцов, сержант, погиб на Ленинградском фронте в конце зимы 1941 года, 3 января 1942 года пришла похоронка. Мать, Елена Ивановна, была награждена медалью «За оборону Ленинграда». 

«Уже после войны, окончив семь классов школы, в 1947 году, я поступила в ремесленное училище и там научилась играть на аккордеоне, – продолжает Людмила Сергеевна свой рассказ. –  И хотя через три года я устроилась работать в швейное ателье, определилась моя вторая профессия, которая вскоре стала главной. С 1951 года от Ленинградского Дворца пионеров и школьников, вместе с другими студентами, я стала выезжать на летние месяцы в пионерские лагеря, работала музыкальным руководителем. Первым стал пионерлагерь «Дружба» в Сиверской, в котором отдыхало несколько сотен детей медработников. Он находился в живописном месте в Кезево, на берегу реки Оредеж.

Сколько замечательных мероприятий удалось провести здесь с детьми! Мы пели, танцевали, учились играть на аккордеоне. Дети меня очень любили. В этом же лагере, куда я выезжала в течение нескольких лет, познакомилась со своим будущим мужем – физруком, студентом института имени Лесгафта Николаем Якушиным, который работал в одной из ленинградских школ, а летом – в лагере. Здесь я «не сработалась» с директором лагеря – Дубовым. Однажды, в тихий час, повела группы старшеклассников в кинотеатр «Аврора», был такой тогда в Сиверской. Об этом узнал директор. «Дуб» объявил мне выговор, хотел оформить его в трудовой книжке при увольнении, но сделать этого не смог: я работала в лагере без трудовой книжки. Узнав об этом, меня тут же пригласили в соседний лагерь – Академии тыла и транспорта, где работала хорошая директор-женщина. Было это в 1952 году.

В Сиверской я познакомилась с композитором Исааком Шварцем, который, видя мои старания, говорил: «Деточка! Тебе надо аккордеон поменьше!». А я была маленького роста и худенькая. В то время он также приезжал «на подработки» в летние месяцы в дома отдыха и пионерские лагеря».

Творчески складывалась дальнейшая судьба Л.С. Якушиной. В 1960-е годы она ездила в пионерлагерь «Огонек» Метростроя, расположенный в поселке Вырица; некоторое время работала в пионерлагерях на Карельском перешейке. Потом ее жизнь оказалась связанной с музыкально-эстрадным объединением Ленинграда. Вместе с бригадой артистов она разъезжала с концертными программами по России, Дагестану, Украине, Молдавии. В клубе швейной фабрики имени 1-го Мая вела хоровой ансамбль; работала в Доме народного творчества. Три года с мужем жила в Венгрии, куда он получил распределение на работу. В Доме офицеров организовала оркестр аккордеонистов. Везде она проявляла свой музыкальный и певческий талант! Не случайно труд Л.С. Якушиной отмечен многими благодарностями и почетными грамотами.

С 1999 года Людмила Сергеевна стала постоянным жителем Сиверской, до этого времени ее семья жила на даче в Строганово. Бережно сохраняет она память о прошлом: фотографии, документы, письма отца с фронта… Две ее дочери - Надежда и Ольга, тоже связали свою жизнь с музыкой, трудятся музыкальными работниками в детских садах. У Л.С. Якушиной две внучки и подрастают два правнука.

В преддверии 8 Марта хочется поздравить её с праздником и пожелать крепкого здоровья, долголетия и семейного благополучия.