Из презентации Гатчинского комбикормового завода школьники узнали много нового о кормах для сельскохозяйственных и домашних животных. Затем прошли по цехам, познакомились с современным производством. Ребятам рассказали, как все работает, какие профессии востребованы в настоящее время и в будущем.
Экскурсию и профориентационное занятие для школьников провел генеральный директор Гатчинского комбикормового завода, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ленинградской области Дмитрий Кулагин.
- Дмитрий Викторович, что такое «Профстажировки»? Какая цель у этого проекта?
- Проект «Профстажировки» объединяет наиболее активные предприятия, которые хотят в этом направлении развиваться, и наиболее активных студентов и школьников, которые серьезно относятся к выбору профессии и планируют работать на производстве.
Дело в том, что, по большому счету, у нас сейчас существуют две вселенные. Первая – это производственный сектор и требования экономики к специалистам, которые нужны. Вторая – это образовательный, фактически, бизнес. Эти вселенные мало соприкасаются, потому что нормативы, которые ставит Министерство образования перед образовательными учреждениями, не касаются экономики как таковой. В итоге выпускники любых вузов любой направленности, которые придут на завод - юристы, менеджеры, бухгалтеры, технологи, инженеры - с первого дня работать не могут, потому что не знают, что делать в реальном секторе. Это факт. При приеме молодых кандидатов на работу мы иногда вообще на образование не смотрим. В настоящее время само понятие высшее образование не означает, что перед нами специалист. Скорее, это жизненная позиция человека. У него есть стремления. Он активно добивался и получил высшее образование, может быть, даже в хорошем вузе и с хорошими оценками. Это значит, что, может быть, из него что-то получится.
- Как можно трансформировать высшее образование?
- Дискуссия идет по нескольким направлениям. Мы, например, предлагаем идти по пути государственного заказа специальностей и требований к специальностям, которые государство оплачивает. Если государство потратило деньги, то оно должно четко понимать, что на вложенные средства получает необходимое количество специалистов в экономику. И, что важно, специалистов нужного качества.
А за свои деньги человек может учиться хоть для общего развития. Ведь помимо бюджетных мест, у нас есть еще и определенное количество мест, на которые люди поступают на контрактной основе. Хочет человек получить диплом юриста – пусть платит и получает.
Выдвигаются и другие предложения. Если государство готово выделять деньги вузам на подготовку специалистов, то пусть это будет на основе аукциона. По аналогии с тем, как проводятся аукционы по госконтрактам (по 44-му ФЗ). Обязательно четкие требования, проверка выполнения контракта.
Допустим, Министерство экономического развития формирует перспективный план развития экономики, где прогнозирует через пять лет развитие направлений, по которым будет недостаток специалистов. На основе прогноза формируется госзаказ на их подготовку, затем проводится аукцион среди вузов, которые готовы их подготовить.
Что касается ранжирования, то для технических вузов есть предложение учитывать количество выпускников, которые работают по профессии в течение пяти лет. Какой смысл государству выделять деньги на обучение профессиям, которые не нужны.
- А что делать сейчас?
- Профстажировки – это один из механизмов. Школьники и, в большей степени, студенты профильных вузов во время учебы выезжают на предприятия, где предполагают работать. В рамках профориентации они познакомятся с предприятием, увидят, чем оно живет. А в рамках профстажировок потенциальные стажеры получат возможность сделать заявку, чтобы во время каникул трудоустроиться и узнать предприятия изнутри.
Это не идеальный вариант для студентов, так как сейчас в вузах дается масса устаревших ненужных знаний. Но после профстажировки человек хотя бы выйдет из вуза с опытом реальной работы. А если он еще проявит желание осваивать специальность, руководство поймет, что к ним придет подготовленный специалист. Его будут ждать, и он может рассчитывать на хорошую стартовую зарплату.
Западный стандарт в образовании приводит к узкой специализации. Хорошо это или плохо – рассуждать не буду. Но сейчас российским школьникам нужно уже в начале девятого класса определиться с выбором профессии. От этого зависит набор предметов, который будет изучать школьник. Цена ошибки высокая. Нам же, производственникам, все равно: читал инженер Толстого или нет. Но знать в деталях электромеханику – его обязанность.
- Каких специалистов ждут на производстве?
- Точно не ждут юристов и менеджеров, экономистов и бухгалтеров. Этих специалистов столько, что «мама не горюй». А вот специалистов технических, так называемых «синих воротничков», сейчас нет. И нет вузов, которые их готовят, поэтому нет предложений.
Мы многих специалистов на производство, операторов, начальников смены готовим сами с нуля. Самых талантливых отправляем учиться за рубеж. Не потому что там лучше, просто здесь учиться негде.
Сейчас настолько быстро меняются технологии в производстве, что спрос на специалистов, которые обладают не только опытом и знаниями, но и постоянно совершенствуются, осваивают новые виды оборудования - постоянно растет. В Гатчинском районе за них идет определенная конкурентная борьба между ведущими предприятиями. Не за офисных работников, а за технические кадры. Руководителям предприятий приходится охотиться за хорошим главным инженером, главным технологом, главным энергетиком. По большому счету, в промышленности, сельском хозяйстве, в первую очередь, востребованы и имеют большую заработную плату технические специалисты.
Будем надеяться, что проект «Профстажировки» поможет школьникам в выборе профессии.