«Случай исключительный»: к 90-летнему юбилею художника Леонида Птицына

Радостно видеть каждый раз, проводя экскурсию в музее и рассказывая посетителям о поучительной судьбе нашего земляка, художника без рук Лео-нида Васильевича Птицына (1929-2018), как некоторые из них сразу кивают головами: «Да-да, слышали, читали. Потрясающая судьба. Удивительный человек!»

Радостно, когда люди, ничего о нём не знавшие, ловят в абсолютной тишине (и это касается даже неугомонных школьников) каждое слово из рассказа о жизни живописца.

Радостно, когда люди потом переспрашивают: «Как, простите, ещё раз, имя художника? И повторяют вслух, чтобы запомнить – Леонид Васильевич Птицын...»

И очень многие потом говорят задумчиво: «А мы всё жалуемся на жизнь!.. А тут – такое...»

Радостно, потому что порадовался бы этому и сам Леонид Васильевич, светлый и сердечный человек, замечательный художник.

5 августа 2019 года Леониду Васильевичу Птицыну исполнилось бы 90 лет. Этому событию посвящена новая выставка в музее-усадьбе «Рождествено», на которой представлены живописные полотна и рисунки художника, его личные вещи, награды, а также картины его сына Константина Птицына. Здесь работы Леонида Васильевича разных лет (местные пейзажи, портреты, натюрморты), ученические рисунки, эскизы. Многие из них с радостью узнаются зрителями, а некоторые, демонстрируемые впервые, и по-новому удивляют, раскрывая возможности художника. Открытие выставки стало хорошим поводом вспомнить, каким человеком был Леонид Васильевич. О его жизнерадостности и особой энергии рассказывали гости мероприятия, товарищи по учёбе, ученики, друзья и близкие.

На выставке представлены некоторые очень важные для семьи Птицыных документы. Дина Ивановна, жена художника, до сих пор мечтает повидаться с Сережей Казюпой из Мурманска, который, будучи второклассником, в 1970-х годах написал Леониду Васильевичу пронзительное короткое письмо:

«Прочитал я в газете «Советская Россия» о Леониде Васильевиче Птицыне, о его жизни. Дорогой Леонид Васильевич! Ваша жизнь - это подвиг. Я горжусь Вами. Если мне будет трудно, то я буду переносить так же, как и Вы. Я всегда буду брать с Вас пример. Где мне можно увидеть Ваши картины?»

Дина Ивановна вспоминала: «Тогда, после публикациях о Леше (так называет художника его жена – прим. авт.), нам шло много писем от школьников, коллективов разных… И письма этого мальчика нам особенно нравились. Такие тёплые, и видно было, что мальчик необычный. Мы с ним какое-то время переписывались. Он теперь взрослый совсем, интересно, что с ним?».

А вот ещё одно письмо:

«Мы, пионеры 3-го класса «А», очень рады, что Вы дали нам согласие на присвоение отряду вашего имени. Теперь наш пионерский отряд носит Ваше имя – имя Леонида Птицына. Мы стремимся оправдать своей учебой, своим поведением, интересными делами это звание. Мы очень и очень будем рады, если Вы побываете у нас в гостях. Пионеры отряда им. Леонида Птицына».

Так писали школьники из Комсомольска-на-Амуре в 1985 году.

За 41 год до этого такой же мальчик, как и они, 15-летний Леня Птицын, потерял обе руки при обезвреживании 71-й по счёту мины в составе «истребительного» отряда, назначением которого было собирать брошенное оружие, снимать мины, хоронить убитых.

Он пришёл в себя в госпитале, долго выздоравливал. Страшно было принимать себя – таким. Страшно было смотреть на мать, пережившую гибель двоих сыновей в самом начале войны и теперь – инвалидность третьего. «Ничего, сынок, окрепнешь, сможешь пастухом работать», – утешала она, скорее, себя.

Но у Птицына была цель – он хотел рисовать. «Леонид Птицын, будущий художник-портретист. Да, будет тот час, когда мечта моя придёт в реальность», – так написал он, ещё десятилетний, на обороте семейной фотографии. От этой уверенности взялись и силы. А ещё очень помогла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Значит, можно совершить невозможное!

И Леонид научился рисовать. Сначала поступил в Ленинградское художественное Таврическое училище, а затем в Академию художеств (решающую роль здесь сыграла судьбоносная записка В.А. Серова, секретаря президиума Академии: «Директору Ленинградского художественного училища. Случай исключительный, но прошу допустить к экзаменам»). Потом были и Союз художников, и выставки по всей стране, и всесоюзная известность, письма, поездки…

Сегодня картины Птицына – в музеях и частных коллекциях по всей России, во Франции, в США, Японии и Китае. Постоянная выставка картин есть и в музее-усадьбе Рождествено. Эти места стали для Птицына второй родиной – после поселка Кудеверь, что в Псковской области. Недалеко от Рождественского музея стоит простой домик художника, где он жил вместе с женой, Диной Ивановной, его верным помощником. А познакомились они именно в Рождествено, во время студенческой практики. Леонид Васильевич с друзьями-художниками переплыли быстрый Оредеж, чтобы познакомиться со студентками педагогического училища. Тогда будущие супруги не обменялись телефонами, но примерно через год неожиданно встретились в Ленинграде – и уже больше не расставались никогда.

Дине Ивановне сейчас очень непросто жить без своего любимого Лёши. Поэтому хочется поблагодарить всех, кто пришёл на открытие выставки в наш музей, вспомнил добрым словом Леонида Васильевича. Мы приглашаем в музей всех, кто хочет немного отвлечься от повседневности и поучиться у художника мужеству, умению видеть мир, и быть в нём счастливым.

 

Екатерина Раканович, сотрудник музея-усадьбы «Рождествено»