Мероприятие прошло в рамках международного проекта «ViaIngria. Ингерманландские финны - перемещенные лица 1943-1944 годов». Поездку организовали Союз ингерманландских финнов Эстонии, Добровольное общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто», Академическое ингерманландское общество Эстонии и Академическое ингерманландское общество Финляндии. А финансово поддержали - общество «Суоми-сеура» (Финляндия) и корабельная компания DFDS.
Председатель Гатчинского общества ингерманландских финнов «Инкери-Сеура» Валерий Тойко приветствовал на гатчинской земле всех, кто поддержал проект. Основной доклад по теме семинара сделал член парламента зарубежных финнов Владимир Кокко. Владимир Адольфович выразил благодарность музею города Гатчины за возможность провести семинар и отметил, что содержание представленного им исторического материала собрано из книг историков-профессионалов и известных краеведов Финляндии и Гатчины.
«Потенциальная рабочая сила»
Приведем краткое изложение рассказа Владимира Кокко:
- С приходом фашистов Гатчина фактически становится центром оккупационной администрации. Здесь размещается командование группы армии «Север», первоначальной задачей которой было взятие Ленинграда. В городе - огромное количество беженцев и пленных красноармейцев. Беженцев, потому что финны и русские стремились уйти от врага, оставляли деревни и шли пешком в сторону Ленинграда, но немецкие танки и мотоциклы ехали быстрее. Кто-то бежал в другую сторону - от линии фронта.
Оккупанты сразу провели регистрацию взрослого населения, внеся в картотеку национальность. Уже осенью 1941 года оккупационная администрация знала, кто по национальности те люди, которые находятся в Гатчине и районе. Финнов на оккупированной территории насчитали около 70 тысяч человек.
Русское и финское население рассматривалось как потенциальная рабочая сила. Чтобы разместить этих людей, были организованы концентрационные лагеря. Для красноармейцев это были лагеря смерти. Для русских и финских беженцев организуются трудовые лагеря. Их очень плохо, но кормили. В самые тяжелые времена паек составлял 150 граммов хлеба. Давали баланду – это теплая вода, в которой немного муки. Беженцев использовали на строительных работах. Нужно было отстраивать Гатчину для немецкой администрации. Многих отправляли на дорожные и сельскохозяйственные работы - убирать урожай, посаженный весной 1941 года.
Гатчина стала местом, где вешают и расстреливают. Летом 1943 года немецкое командование с гордостью отрапортовало в Берлин, что все еврейское население Ингерманландии - 5400 человек уничтожено.
Зима 1941-1942 годов была холодной и голодной. Чтобы решить эту проблему, немцы весной 1942 года предлагают финнам взять в обработку бывшие колхозные земли. Берут немногие, потому что обработать гектар земли практически невозможно. Мужчины призваны на фронт. Остались старики, женщины и дети. Лошади нет, и коровы часто тоже нет.
Немцы позволяют открыть церковь: и православную, и лютеранскую. Они ведут активную пропаганду. В Гатчине выходит газета на русском языке, проходят различные агитационные мероприятия. Например, рассказы про то, как счастливо живут те русские и финны, которые работают на Германию. Людей вербуют на работу. Не так много, но кого-то вывозят в Германию. Проводятся различные праздники, основная цель которых антикоммунистическая пропаганда, пропаганда превосходства арийской нации и победы германского оружия.
Ингерманландия без ингерманландцев
В начале 1943 года рейх уже распространился от Ламанша, Бискайского залива до Волги. Немцы начинают задумываться об обустройстве этого пространства. На северо-западе оккупированной территории создается специальный комиссариат. Территории прибалтийских республик подлежали германизации. Считалось, что местное население можно использовать в качестве рабочей силы, а территорию нужно постепенно заселять колонистами и германизировать. То же самое немцы планировали в отношении Ингерманландии. В октябре 1943 года было подписано специальное распоряжение. Это значит, что ни русское, ни финское население на территории Ингерманландии им было не нужно.
Так как Финляндия фактически была союзником фашисткой Германии во Второй Мировой войне, немецкие и финские власти договариваются об эвакуации населения. Финляндия выразила готовность проявить заботу о финнах, которые проживают на оккупированной территории, и перевезти их к себе. Для осуществления операции создается специальная структура, которую возглавил профессор, служивший в министерстве транспорта. Таким образом, сама операция представлялась как некий транспортный или логистический маневр.
Гатчина – Эстония – Финляндия: путь в неизвестность
С начала апреля финскому населению в Гатчине и районе объявляется о возможности выехать в Финляндию. И уже 1 мая 1943 года из Гатчины в Лугу отправился первый поезд. Далекий путь начинался на Балтийском вокзале города Гатчины.
В Гатчине сборный лагерь для финнов, отправляемых в Финляндию, находился в районе Красных казарм. Там тоже был трудовой лагерь, откуда людей направляли на разные работы.
Ехали по железной дороге в эстонский концлагерь Клоог, созданный немцами весной 1941 года. С весны 1943 года в лагерные бараки стали привозить финнов.
В годы войны немцы с оккупированных территорий вывезли через Клоог в Финляндию более 60 тысяч ингерманландских финнов. Многие не выдержали трудной дороги и умерли в пути.
В 1943 году ситуация на фронте стала меняться. В октябре финские и немецкие власти договорились о спешном тотальном вывозе всех финнов из Ингерманландии. В конце ноября 1943 года в Клооге скопилось 14 тысяч финнов. Это в 10 раз больше имевшегося числа мест. Разразился голод и холод. Корабли не справлялись, люди ждали отправки от нескольких недель до трех месяцев.
Ингерманландцев морем перевозили в Финляндию из Палдиски. Первый рейс отправился 29 марта 1943 года, последний – 17 июня 1944 года. В Палдиски есть мемориал и братские могилы, в которых покоятся около 1500 финнов, не дождавшихся отправки.
В Финляндии вывезенные из Ленинградской области финны сначала несколько дней находились в приемном лагере в Ханко, затем после 3-5-недельного карантина трудоспособные направлялись на работу. Трудоустраивали сообразно навыкам, но так как среди ингерманландских перемещенных лиц преобладали женщины, старики и дети, более 70 процентов попадали на частные фермы.
Гражданства этим перемещенным лицам Финляндия не предоставила. За ними присматривало Valpo.
После войны перемещенных ингерманландских финнов вернули в Советский Союз… Но это уже другая история.
Дорогами памяти
После встречи в музее истории города Гатчины группа ингерманландских финнов отправилась в дорогу. Именно в Гатчине 75 лет назад начинался путь в неизвестное. В Эстонии к ним присоединились ингерманландские финны этого государства. Далее вместе они посетили Палдиски (Эстония), где в концентрационном лагере Клоога финны-ингерманландцы ожидали отправки в Финляндию. Участники проекта повторили их путь морем от Палдиски на полуостров Ханко (Финляндия). В Финляндии маршрут пролегал через Лохья, Ойтти и Хаусъярви, где были карантинные лагеря. Маршрут замкнулся в Гатчине, куда группа вернулась на четвертый день и посетила памятные места Гатчинского района.
В памятной поездке участвовали несколько пожилых ингерманландских финнов, которые детьми проделали этот судьбоносный путь, а также много потомков перемещенных лиц тех лет.