В Вырицком поселении Гатчинского района вот уже больше года работает православный реабилитационный центр алко- и наркозависимых «София». Обратиться туда за помощью может каждый — вне зависимости от вероисповедования. Познакомиться с жизнью обитателей «Софии» мы отправились вместе с представителями социального отдела при Гатчинской епархии.
На пути к «Софии»
Реабилитационный центр расположился в глухом лесу, в двух с половиной километрах от деревни Савкино. Добраться до него от деревни можно пешком, либо на транспорте, которому подвластно абсолютное бездорожье, либо на лодке по реке Оредеж.
Солнечным осенним утром нас уже встречали в деревне Савкино, на берегу Оредежа. На выбор предложили лодку или маленький вездеход с огромными колесами и тележкой. Мы выбрали романтичную лодку, а вездеход достался прибывшим на литургию священникам: в этот день, 10 сентября, в церкви реабилитационного центра отмечали престольный праздник — день святого Моисея Мурина.
К берегу причаливает лодка, которой правит Леонид, один из обитателей «Софии». Молчаливый, но улыбчивый, он распахивает объятия каждому, кто приехал сюда сегодня. Медленно плывем по течению. Берега Оредежа в этих местах совершенно безлюдны. Тишина на реке нарушается только птичьими криками и плеском мелкой рыбешки. Леонид привязывает лодку у небольшой плавучей пристани. Идем за ним через большой луг с отцветающим иван-чаем, мимо поклонного креста - туда, где на краю леса, на залитом солнцем пригорке стоит небольшая деревянная церковь.
Реабилитанты и консультанты
Как рассказал духовный руководитель реабилитационного центра «София», настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в поселке Детскосельский, иерей Сергий Ситников, идея создания такого центра возникла давно. Долгие поиски места под строительство привели сюда, в глухие места Вырицкого поселения. Участок подарил Гатчинской епархии священник Кирилл Межевых. В декабре 2016 года сюда завезли первые материалы, заложили фундамент для храма. Церковь освятили во имя святого Моисея Мурина, к которому обращаются за молитвенной помощью при недуге зависимости. Потом начали строить жилой дом для реабилитантов.
В апреле 2018 года в церкви святого Моисея Мурина прошла первая литургия, и уже в середине мая здесь поселились первые подопечные «Софии». За минувший год лечение прошли около двадцати человек, некоторые из них сумели достичь стойкой ремиссии. Сейчас в центре живут три реабилитанта. В планах — постройка еще одного жилого дома.
Реабилитация в центре «София» проходит на платной основе, но в крайних случаях, если человек не может заплатить, его могут взять и так.
- Все начинается с родственников, - говорит отец Сергий. - Встречаемся с ними и пациентом, мотивируем его на лечение. Главное условие для начала реабилитации — согласие самого человека, к тому же на момент поселения в центре он должен провести от трех до семи дней в трезвости.
По словам священника, в основе реабилитационной программы «Софии» лежит классическая модель «Двенадцать шагов». Программа — это одна сторона лечения, другая же сторона — это все-таки духовное окормление. По словам отца Сергия, самое первое и главное — вернуть человека к трезвому образу жизни, подкрепив это затем духовным просвещением.
Отец Сергий бывает в центре обычно раз в неделю, приезжая на литургию. Иногда остается на несколько дней, проводит лекции и беседы. Основная нагрузка ложится на консультантов — специалистов, которые в свое время тоже страдали от зависимости, но смогли справиться с ней, добившись длительной ремиссии. Они, как правило, хорошо знают программу и имеют опыт работы с ней.
В реабилитационном центре «София» сейчас проживают два таких консультанта. По словам отца Сергия, это люди, которые отдаются своему делу как духовно, так душевно. Для них пребывание в центре и постоянная помощь реабилитантам — настоящее служение и очень не простой труд.
Пост длиною в жизнь
В престольный праздник маленькую лесную колонию посетил председатель правления православного реабилитационного центра «София» Дмитрий Гринин. Дмитрий Валерьевич по профессии клинический психолог. За его плечами - также печальный опыт зависимости. В ремиссии он находится уже около двенадцати лет. В «Софии» бывает часто, проводя с реабилитантами беседы и индивидуальные занятия.
- В первую очередь человек должен честно сказать себе: это болезнь, и это не лечится, - говорит Дмитрий Гринин. - Но с этим заболеванием можно жить, как, например, люди живут с диабетом или гепатитом. Просто нужно соблюдать определенные правила и придерживаться определенных ограничений. Это можно сравнить с православным постом, только это пост длиною в жизнь. Да, это сложно, но кто сказал, что жизнь, вообще, — штука легкая?
По словам Дмитрия Гринина, удаленность от цивилизации — большой плюс для реабилитационного центра.
- Это способствует тому, чтобы люди смогли отстраниться от тех проблем, которые у них были, и погрузиться в процесс понимания самого себя, - говорит он. - Что я под этим подразумеваю? Это значит увидеть самого себя без защитных доспехов, за которыми скрывались боль, травма, обиды, гнев. Этому способствует атмосфера открытости и доверия между реабилитантами и консультантами, которые помогают вести программу.
Один день из жизни реабилитантов
Распорядок дня в «Софии» прост. После подъема — зарядка, молитва, завтрак. Пищу реабилитанты готовят сами — по графику. После трапезы — утреннее собрание и терапевтические занятия с консультантом.
- На утреннем собрании консультанты задают фокус дня - тему, над которой человек должен размышлять, - говорит Дмитрий Гринин. - Главная задача — чтобы люди научились рефлексировать, делать выводы о том, что с ними происходит, находить причинно-следственные связи. Это очень важно для человека зависимого, который убивал себя каждый день, не отдавая отчета в своих действиях. В дальнейшей жизни он сможет применять эти знания. Конечно, человек будет ошибаться, падать, раздражаться, но здесь он получает поддержку, благодаря которой ему намного легче будет справиться со своими проблемами. Нельзя сказать, что на этом выздоровление оканчивается, но это его определенный этап.
После утренних занятий — труд, важнейшая часть терапии.
- Труд необходим не только для движения, но и для дисциплины, для воспитания в человеке ответственности, - говорит Дмитрий Гринин. - Зависимые люди безответственны. Зависимости нужно, чтобы они были такими - безответственными, лживыми, лицемерными. Это те черты характера, которые приобретаются вследствие употребления. Про силу воли здесь вообще речи не идет, скорей, это своеволие: «Мне надо... я хочу... я всегда прав...»
Задача консультантов — приучить своих подопечных к труду, потому что некоторые не обладают даже простейшими жизненными навыками, как, например, составление меню, приготовление пищи. Консультанты достаточно деликатно и дозированно делегируют реабилитантам ответственность.
- Мы разговариваем с подопечными об этом, и у них начинается процесс самоанализа, - говорит Дмитрий Валерьевич. - К тому же реабилитанты должны уметь доносить до других происходящее с ними. Так они учатся лучше понимать себя. Проговаривание вслух не решает всех проблем, но, по крайней мере, человек обозначает их для себя, не боясь говорить об этом. Это - маленький шажок к освобождению, возможность выбросить что-то ненужное из своей жизни, тем самым минимизируя внутреннюю боль.
После обеда, отдыха и работы по хозяйству — снова терапевтические занятия с консультантами.
После ужина обитатели «Софии» собираются вместе, чтобы обсудить минувший день.
Владимир
Пока священники готовятся к литургии, мы знакомимся с «Софией». Маленькую экскурсию для нас проводит Владимир, старожил центра. За церковью, на поляне, окруженной лесом, стоит жилой дом. Рядом — трапезная и хозяйственные постройки.
- Я здесь с декабря 2018 года, - рассказывает Владимир. - Пришел сюда после жуткого срыва. Месяца три у меня был страх, что все может произойти снова. Сейчас чувствую себя гораздо уверенней и спокойней. Я считаю, что эта изолированность от внешнего мира даже помогает. До этого я был в Центре Бехтерева, там – другие условия: металлические решетки на окнах, прогулка по расписанию... А здесь никто никого не держит: пожалуйста, иди! И были те, кто уходил. А кто-то по полю пошел, подумал и вернулся обратно. Я уходить отсюда пока еще не готов, но в отпуск езжу к родным и близким...
Пока мы разговаривали с Владимиром, на вездеходе приехали гости — участницы церковного хора с детьми. Женщины сразу включились в хлопоты по хозяйству, а детей Владимир повел на задний двор - к кроликам. Как он рассказал нам, когда-то у него было свое хозяйство — дом, кролики, куры. Так получилось, что все это сгорело... По его просьбе в «Софию» привезли кроликов, и теперь он с удовольствием ухаживает за ними.
- Эти звери — не для кухни, а для удовольствия, радости, - говорит он. - Кур пока не заводим: к нам лисы приходят и у собаки из миски еду таскают. Сада у нас пока нет, но три яблоньки я уже посадил. Не все сразу, все потихонечку...
Незамкнутый круг
В маленьком храме началась Божественная литургия. Отцу Сергию сослужат священники Гатчинской епархии. Алтарной части в церкви нет — редкий случай, когда своими глазами можно наблюдать таинство приготовления Святых даров для Евхаристии. Из круглого, как иллюминатор, окна на столик с дарами Христовыми льются лучи солнечного света...
После причащения и короткого отдыха люди возвращаются в храм, усаживаются на скамейки вдоль стен, образуя своеобразный круг. Начинается так называемая открытая группа — встреча участников программы, в которой может принять участие любой желающий.
Важно, чтобы людей при этом ничто не разделяло — ни стол, ни стены, ни другие люди. Они смотрят в глаза друг другу и — говорят, говорят, говорят... Говорят о себе, рассказывая свою историю. Говорят, как трудно им было прийти сюда и как трудно удержаться здесь. Говорят с полной беспощадностью к самим себе. И каждый раз одна и та же история, обросшая новыми смыслами, мыслями и событиями, звучит иначе. Честность, открытость и бесстрашие — едва ли не главные условия выздоровления. Держать эту планку помогают общение и молитва. Этому способствует и ведение дневника, который помогает сосредоточиться на главном.
Во многом благодаря консультантам в центре «София» сложилось своеобразное братство, которое всячески поддерживается. Отсюда, наверное, и искренние объятия при приветствии, которые словно говорят: «Ты пришел сюда, значит, тебе есть до меня дело. Я благодарен тебе за это и открыт для тебя, как для части этого мира, который я принимаю и люблю...»
Как говорит Дмитрий Гринин, такое теплое приветствие очень важно для реабилитантов, которые прежде не получали любви. И задача людей, которые здесь работают, — дать им эту любовь, научить не бояться ее. Наполняясь любовью, человек готов бесстрашно и свободно передать ее дальше, другим.
«Бог работает через людей»
Как говорят руководители центра, хороших консультантов всегда не хватает. Такой специалист должен обладать эмпатией, понимая, что происходит с другим человеком. Один из постоянных консультантов центра, Александр Затравкин, о химической зависимости знает не понаслышке. Все годы ремиссии он учится и работает, помогая тем, кто еще не справился с зависимостью.
- У каждого алкоголика или наркомана своя грустная история, но в чем-то они одинаковы, - говорит он. - Их роднят ненависть, нелюбовь к себе. А чтобы как-то оправдать эту ненависть, проще всего обвинить в своих бедах кого-то другого - мир, людей, места, обстоятельства. Можно сослаться на генетику. Ну да, ну и что? Действительно, много генетически предрасположенных к алкоголизму или наркомании. С другой стороны, многие люди, у которых есть такой ген, живут прекрасно, он у них не активируется.
...Я прошел через все это — болезнь, лечение, страдания, зарекания и обещания, в первую очередь, самому себе. А такое обещание выполнить гораздо сложнее. Закамуфлированная ненависть к самому себе проецируется на весь окружающий мир. Ненависть, потому что завтрашний день - это страшно... Моя мама, психиатр, перепробовала на мне все методы — от магии до альтернативной медицины. Деньги, связи... Все это не работало. Меня не остановить было, я был приговоренный. Меня спасла подобная терапия.
...На мой взгляд, самое страшное в химической зависимости взрослых людей — мертвые глаза их детей. Знаете, я уже двадцать третий год ничего не употребляю. Мне помогли встать на ноги, поэтому важно передавать это другим, учиться самому, получать образование. Я учусь все эти годы, изучаю психологию — здесь, и в Америку ездил. Я вижу, что это дает какие-то плоды. Я вижу радость в глазах, которые раньше были мертвыми.
...Бог работает через людей. Я Его не видел, но я Его знаю. Настолько это светло... Каждая такая встреча с Ним дарит столько света и радости! Кто-то сказал, что слепорожденным нельзя объяснить, что такое красное яблоко, но это так вкусно... Таков и Бог. Те, кто верит, знают, что словами это не объяснить.
«Покуда вера есть...»
Духовный руководитель центра «София» отец Сергий тоже предельно честен.
- Конечно, перед нами стоит еще много задач, - говорит он. - Это и развитие программы как таковой, и работа с родственниками. Пока трудно судить о результатах, потому что это - капля в море. Должно пройти минимум лет пять, чтобы можно было сделать какие-то выводы. И все же уже можно говорить о положительных результатах. Многие из наших реабилитантов смогли добиться ремиссии. Но мы должны понимать одно — вне зависимости от возможностей реабилитационного центра процент выздоровления всегда будет очень небольшим, и это подтверждает мировая статистика. Никто не может сказать, где и когда «выстрелит». Мы занимаемся этим, покуда есть возможности, покуда вера есть. Мы делаем все, что в наших силах. А дальше уже — работа Бога...
* * *
Достичь дна... Мы так часто и привычно осуждающе употребляем это выражение, что забываем о другом его смысле. Но об этом помнят священники, об этом постоянно размышляют те, кто хочет с этого «дна» подняться.
- Я давно уже наблюдаю за этим центром, - признается еще один гость «Софии», священник Дионисий Осипов. - Это очень интересно. То, что на современном языке называют «дном», на церковном языке зовут «сокрушенным сердцем». Такое сердце Господь принимает, потому что это полное осознание, понимание своего греха. Наверное, каждому полезно такое ощутить. Многие люди приходят в храм и говорят: грехов у нас нет. А я слушаю рассказы ребят, которые здесь находятся, и понимаю, что они - впереди нас. Поэтому я благодарен всем за этот опыт.
«Пустынный житель» - так в молитве обращаются к Моисею Мурину. И пусть не совсем верно называть обитателей «Софии» пустынножителями (обычно так величают иноков, живущих в пустыни), все же хочется сделать это. Ведь эти люди, по сути, тоже совершают свой маленький подвиг, который, возможно, спасет им не только жизнь, но и душу.
Адрес православного реабилитационного центра «София»: Гатчинский район, Вырицкое поселение. Связаться со специалистами можно по телефонам: 8 (981) 153-08-90, 8 (921) 865-96-78.