Режиссер Юрий Давыдкин: «Все наши спектакли - о любви»

В 2019 году исполняется пять лет гатчинскому творческому объединению «Театр и К», которым руководит работник культуры, сценарист и режиссер Юрий Давыдкин.

В начале нового театрального сезона мы поговорили с Юрием Ивановичем о рождении любительского театра, об удивительных встречах, озарениях и поворотах судьбы, которые приводят человека к своему призванию, а небольшой, провинциальный театр делают местом рождения мысли и глубоких чувств.

Творческое объединение «Театр и К» выросло из театральной детской студии «Ренессанс», действующей при Гатчинском центре дополнительного образования «Созвездие» (ГЦДО). Главной целью новой театральной студии «Театр и Компания», или «Театр и К», было вывести подрастающих детей из возрастных рамок центра дополнительного образования, дав им возможность продолжать заниматься в любимом театре. И действительно, попробовать свои силы в театральном мастерстве теперь может любой желающий: как рассказал нам Юрий Давыдкин, в составе нынешней труппы — актеры от 12 до 76 лет.

С другой стороны, любительский театр, которым руководит увлеченный профессионал с огромным педагогическим стажем, стал для некоторых его участников площадкой для старта в профессию. Кстати, начиная с 1973 года, через театральные студии, которыми руководил Юрий Иванович, прошло более тысячи воспитанников. Многие из его учеников, окончив театральные вузы, работают в театрах, возглавляют театральные коллективы.

Но у этого, уникального в своем роде коллектива, есть еще и третья, очень важная для любого театра сторона. У него есть свой зритель, есть своя верная публика, внутренне готовая к серьезным постановкам, за которые берется Юрий Давыдкин. И если главным качеством актера Юрий Иванович считает посвященность, то и поклонников этого любительского театра с полным правом можно считать «посвященными». Но об этом пусть расскажет сам режиссер...

- Юрий Иванович, расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша первая встреча с театром.

- Это случилось, когда мне было тринадцать лет. Я увидел расклеенные на улице объявления - приглашение в театральную студию при Гатчинском народном театре. Руководил им тогда Александр Александрович Жуков. Мы пришли туда вместе с Людмилой Ивановной Румянцевой, в будущем заслуженным работником культуры, руководителем гатчинского комитета по культуре. Первой постановкой, в которой мы участвовали, стал спектакль по пьесе Льва Славина «Интервенция».

К тринадцати годам я уже пробовал курить, тайком попивал с мальчишками какое-то дешевое вино. Мудрость Жукова была в том, что он понимал: абсолютной свободы не бывает. Абсолютная свобода, к сожалению, приводит к падению морали. А Жуков просто поменял нам зависимость с минуса на плюс: вытащил нас с улицы, заразил классной идеей, которой я «болею» до сих пор. И своим ученикам я тоже сейчас говорю: моя задача — создать у каждого из вас зависимость, но хорошую, добрую. Даже если вы не станете профессиональными актерами, но останетесь хорошими любителями театра, значит, вся моя работа была не зря.

- Когда Вы еще только мечтали о настоящем театре, Вы представляли, как это будет именно у Вас?

- В детстве я был солистом ансамбля песни и пляски Гатчинского дворца пионеров. Я пел и был уверен, что и дальше буду петь. Я выступал в Германии, Финляндии, на XXII съезде КПСС пел «Солнечный круг», где мне дирижировал сам композитор Островский. В отроческом возрасте мне надо было бы остановиться, но я не мог — уж очень все это было заманчиво. И вот однажды я сорвал связки. Так мальчишеское тщеславие привело меня к тому, что я оказался в Институте уха, горла, носа и речи, где мои связки оперировал родной брат Аркадия Райкина, профессор Борис Райкин.

Параллельно я занимался в народном цирке у Соколова в Гатчинском Доме культуры. Три года работал в алма-атинском цирке как квалифицированный жонглер, акробат, помощник фокусника. Вместе с цирковой труппой объездил с гастролями полстраны. Но в 1969 году случилась трагедия — самолет, в котором я летел, попал в аварию. Выжило пять человек... Меня это очень сильно потрясло, и многое изменило во мне. Я больше уже не хотел быть циркачом. В итоге пришел к осознанию, что то, чем я хотел бы заниматься, это - театр.

- Как складывалась Ваша театральная история?

- Успев поработать токарем на заводе «Буревестник», а потом и радистом в воинской части, в 1971 году я поступил в Новгородское культпросветучилище, потом перевелся в Ленинград. Позднее окончил Ленинградский институт культуры, аспирантуру в театральном институте. Занимался на Высших режиссерских курсах у Георгия Товстоногова, в мастерской знаменитого Аркадия Кацмана. Мне очень сильно повезло четыре года проучиться у него...

Я работаю в театре 46 лет, и за эти годы сорок моих учеников пошли по моим стопам. Двое из них стали народными артистами России - Сергей Носов из Учхоза и всем известный Андрей Ургант. Я работал в Ленинградском ТЮЗе, и Андрей три года занимался у меня в студии. Я готовил его в театральный институт (его родные не видели в нем актерских дарований и отказывались продвигать в эту профессию). В итоге Андрей поступил в театральный, правда, со второго раза.

Среди моих учеников - пятеро заслуженных артистов и очень много руководителей театральных студий и работников культуры в разных ипостасях. В этом году три моих ученицы поступили на театральные факультеты в институты.

- Режиссер - не просто профессия, это образ мыслей. По Вашему мнению, режиссером рождаются или становятся?

- Конечно, рождаются. Известна аксиома, которую высказывал еще Товстоногов - невозможно сделать из человека ни режиссера, ни актера. То есть мы можем дать ему мастерство, ремесло, приемы, но если нет в нем дара от рождения, если Бог, как говорят, в темечко не поцеловал, то, к сожалению, настоящим профессионалом он не станет. Мы знаем огромное количество актеров по образованию, которые, извините, по уровню подчас ниже моих любителей. У них либо гипертрофированы актерские способности, либо их вообще нет — просто проговаривание текста, как в школьном театре.

- Что для Вас, как для режиссера, главное в артисте?

- Самое главное качество для меня — это посвященность и верность театру. В театре остаются посвященные, люди, у которых есть чувство долга перед коллективом, чувство привязанности к нему.

Мы терпеть не можем «звездность»: «звезды» у нас долго не заживаются. То ли они слишком высоко взлетают, то ли им не до нас, но со «звездной болезнью» мы боремся жестко. Для меня лучше актер среднего уровня, который не хватает звезд с неба. Мы же - любительский театр, мы работаем как в «Современнике», когда он начинал. Там актеры мыли унитазы, коридоры, сцену, потом репетировали. Вечером играли, после этого оставались и опять все мыли...

- Режиссер - это всегда какое-то высказывание, какое-то послание миру. Что Вы хотите высказать миру своими постановками?

- Когда я был помоложе, я ничтоже сумняшеся брался за разные представления - какие-то мюзиклы, водевили. Но сейчас мне семьдесят, и я понимаю, что Бог уделил мне не такой уж большой кусок жизни, который предстоит еще прожить. И мне не хочется заниматься театром ради развлечения. Как человек верующий, я считаю, что театр — это своего рода трибуна или даже церковная кафедра, с которой можно сеять какие-то христианские ценности, доброе, разумное, вечное. И я верю, что все наши спектакли заряжены такой режиссерской сверхзадачей.

Наши постановки не призваны развлекать или давать какой-то временный культурный отдых. Они призваны чему-то научить, что-то заложить в сердце, чтобы человек вышел и подумал о чем-то важном по дороге домой. А вообще все наши спектакли — о любви. Это главная тема для нас...

Как верующий человек, я в свое время выслушал немало упреков: как же так, ты одновременно служишь в храме и поклоняешься Мельпомене... Для меня в этом нет никакого противоречия: работа в театре для меня является продолжением моего служения в Церкви.

- Как проходят будни и праздники творческого коллектива «Театр и К»?

- Когда создавалось новое творческое объединение, нам навстречу пошел Юрий Иванович Назаров, бывший тогда директором Гатчинского Дворца молодежи. Он приютил нас в стенах Дворца молодежи, где мы занимаемся до сих пор. Хотя основное ядро нашей труппы - молодежь от 16 до 35 лет, со временем у нас появились и возрастные актеры. Иногда мы приглашаем в наши постановки артистов из гатчинского театра «За углом», сотрудничаем с Театром юного зрителя. А как же иначе? Мы ведь живем в одном городе, занимаемся одним делом...

По сути, мы живем на добровольные пожертвования участников коллектива. Весь наш реквизит - с помойки. К примеру, для постановки «Маленького принца» нам нужен был французский коньяк, и я тут же нашел на помойке маленькую бутылку из-под французского коньяка. Нужна была настольная лампа — нашел ее там же. Аппаратура у нас старая, нам ее подарил ТЮЗ. Чиним ее сами - такие лампы промышленность больше не выпускает.

Вообще, конечно, живем очень туго, но... Знаете, у нас есть ведущий актер, он подал документы в институт культуры, сдал половину экзаменов, а потом пришел и сказал: «Юрий Иванович, все-таки я не буду поступать. Если я поступлю в институт, я буду вынужден бросить наш театр». Он остался со мной, играет у нас большую часть репертуара... Такие люди у нас есть, и я очень ценю их.

Мы принимаем участие в конкурсах разного уровня и часто становимся там победителями. К сожалению, это в основном заочные формы театральных конкурсов — у нас просто нет возможности вывозить куда-то труппу, декорации. Тем не менее, наши спектакли «Маленький принц» и «Все начинается с любви» завоевали дипломы Международного конкурса-фестиваля сценического искусства «Верь в свою звезду».

В 2019 году два наших спектакля - «Голос» по пьесе Жана Кокто и «Антимиры» по стихам поэта Андрея Вознесенского - получили дипломы первой степени на Первом Всероссийском театральном конкурсе-фестивале «Главная роль» в Казани.

- 2019 год — Год театра — принес Вам заслуженные награды на конкурсах-фестивалях. Чем новым «Театр и К» порадовал своего зрителя в этом году? Чем будет радовать дальше?

- Летом у нас состоялась премьера спектакля «Эдит Пиаф. Петь, чтобы жить». Пьесу написала наша гатчинская певица Наталья Веретенникова. Она же сыграла главную роль в спектакле. У нас был полный аншлаг — 76 зрителей! Люди не вмещались в актовом зале Дворца молодежи, толпились в проходе и на лестнице. Мы играли буквально на коленях, оставив для себя узенькую полоску перед зрителями.

В этом году мы замахнулись на пять премьер. Я рад, что у нас в театре, помимо меня, появились еще два молодых режиссера — Надежда Самотрусова, выпускница ГИЭФПТ, и Юлия Михайлова, которая пока еще там учится. Первой премьерой в новом сезоне станет постановка пьесы Слаповского «Красная крыса». У нас спектакль будет называться «Пазл». Он о том, что в любой ситуации надо продолжать любить. Еще одну пьесу дала нам для постановки юный талантливый драматург, шестнадцатилетняя девушка. «Две с половиной тысячи» - остросоциальная подростковая драма о том, как справляться с коллапсом в жизни на каком-то ее этапе.


Творческое объединение «Театр и К» приглашает в свою труппу всех, кто имеет сценический опыт или хочет попробовать свои силы в театральном искусстве. В театральную студию приглашаются подростки 14 лет и старше. Трехгодичная программа по основам актерского мастерства, сценической речи, театральных развивающих игр и тренингов, сценического движения, грима, устройства театральной сцены. 

Адрес творческого объединения «Театр и К»: Гатчина, ул. Достоевского, 2, Гатчинский Дворец молодежи.