Неспешная прогулка по Изваре — неисчерпаемый источник новых знаний об Ижорской земле, радости от встречи с естественным сельским пейзажем, удивления от разумного сосуществования человека и природы.
Имение семьи Рерихов
Деревня Извара уютно расположилась вдали от оживленных дорог и наезженных туристических маршрутов, в тиши и уединении живописной сельской местности, в которую органично вписаны архитектурные достопримечательности.
На протяжении XVIII - второй половины XIX веков Извара принадлежала виднейшим представителям русской аристократии - Шереметевым, Салтыковым, Трубецким. В 1872 году эта старинная русская усадьба была приобретена К.Ф. Рерихом – отцом знаменитого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Для Николая Рериха период жизни, связанный с этой усадьбой, стал самым счастливым и памятным. Где бы он ни жил, он всегда вспоминал Извару, считая ее своим «местом силы». Имение было большим — господский дом, множество хозяйственных построек, среди которых амбар екатерининских времен, огромный парк. Усадебный дом уже при жизни здесь Рерихов был очень старым. «Дом изварский старый, стены как крепостные, - небось и посейчас стоит. Все в нем было милое», - вспоминал Николай Рерих.
Семья Рерихов проводила в усадьбе все лето. Занимались выращиванием овощей и фруктов, разводили коней, делали козий сыр. Молодой Рерих путешествовал по обширным лесным угодьям поместья, исследовал заповедные места Извары, охотился, собирал гербарии, коллекции минералов, занимался археологическими раскопками.
Окружавшие Николая Рериха с самого раннего детства старина и природа сыграли огромную роль в формировании его мировоззрения. В Изваре началось его знакомство с русской историей: в старинной библиотеке усадебного дома Рерих нашел книги о русских князьях, о Куликовской битве и архитектуре Древней Руси. Это событие стало отправной точкой в формировании мировоззрения художника и писателя.
С Изварой Рерихам пришлось расстаться в 1900 году, продав ее после смерти К.Ф. Рериха другому владельцу.
Когда усадьба становится музеем
О том, как рождался в Изваре мемориальный музей Николая Рериха, и как он постепенно превратился в серьезный музейный комплекс и охраняемый памятник природы, нам рассказала директор музея-усадьбы Н.К. Рериха Ольга Черкасова.
Одна из удивительных особенностей старинной русской усадьбы — неотделимость друг от друга природы, истории, культуры, архитектуры. Как и многие традиционные усадьбы, имение Рерихов состояло из трех зон — дома с регулярной частью парка, хозяйственного комплекса, пейзажной части парка, переходящей в естественное природное окружение.
Памятью о Николае Рерихе и его семье здесь проникнуто буквально все. Более того, именно благодаря имени Николая Рериха удалось сохранить уникальный усадебный комплекс, постепенно возвращая его к историческим корням.
Музей-усадьба Н.К. Рериха был открыт в 1984 году. В настоящее время музейный комплекс в Изваре размещается на 60 гектарах. На сравнительно небольшой территории находятся самые разнообразные памятники природного и историко-культурного наследия. Здесь сохраняется уникальное разнообразие ландшафтов и природных объектов — незамерзающие родниковые озера, исток реки Изварка, луга, лес, болота, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, памятники археологии XI-XIX веков.
На территории музейного комплекса находятся девять зданий, возведенных в XVIII-XIX веках, живописный парк с уникальным подбором деревьев, родниковые озера и пруды. Среди сохранившихся строений - деревянный амбар XVIII века, каменный Училищный дом детской земледельческой колонии начала XX века со встроенным храмом — некогда часть ансамбля, выполненного в стиле модерн с использованием мотивов древнерусского зодчества.
Знакомство с усадьбой Рерихов, как правило, начинается с усадебного дома XVIII века, в котором сейчас расположен музей Николая Рериха. Экспозиция и тематические выставки знакомят посетителей с жизнью и творчеством Н.К. Рериха, с материалами, относящимися к русскому периоду жизни художника, раскрывают значение Извары в его жизни и творчестве, знакомят с историей развития идеи Н.К. Рериха о необходимости защиты культурных ценностей человечества, воплощенной в Пакте Рериха (подписан в Вашингтоне в 1935 г.), и другими материалами.
Путешествие по экологической тропе
Насладиться красотами старого парка и поближе познакомиться с усадьбой помогает проложенная по ней экологическая тропа. Установленные таблички очень подробно рассказывают об истории каждого ключевого объекта маршрута, о природном и культурном разнообразии Изварской усадьбы.
Извара в сентябре еще зелена, лишь кое-где на травах проступает первая осенняя седина, да яркие цвета минувшего лета пригашены. В бывшей усадьбе еще можно различить основные черты старого парка с системой дорожек и рядами деревьев разных пород. Огромное впечатление производит еловая аллея рядом с усадебным домом, которая еще помнит Рерихов.
Вот тропа выводит к старинному деревянному амбару, в котором молодой Николай Рерих устроил живописную мастерскую. За сгоревшим деревянным сараем — развалины каменной конюшни. Небольшая заводь у подножия конюшни - одно из первых звеньев цепочки родниковых озер, в которых берет начало река Изварка.
Пройдя по тропе дальше, выходим к краснокирпичному зданию Форелевой башни. Это удивительное сооружение в стиле северного модерна связано с именем промышленника А.П. Верландера, которому Рерихи продали свое имение в 1900 году. Верландер устроил на изварских озерах форелевое хозяйство. Трехэтажная башня, построенная в начале XX века, выполняла функции рыбного завода. Здесь выращивали мальков форели, выпуская их по желобу в озерную систему.
Пейзажная часть усадебного парка в Изваре отличается особой живописностью. Форелевая башня стоит на берегу родникового Изварского озера, над которым склонились невероятной красоты ивы с шарообразными кронами. Благодаря родникам, Изварское озеро не замерзает зимой. Как вспоминал Рерих, вода в нем «светлая и ледяная», а зимой оно дымится среди снегов.
Извара как комплексный памятник природы, истории, культуры
Стремление к природе Рерих считал врожденным, называя ее «единственной дорогой жизни человека». «Все нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше...» - писал он в своей программной статье «К природе». Рерих не отрицал важность вмешательства в природу с целью заботы о ней. Но при этом он был уверен, что «самый тщательный кусок натурального пейзажа все же лучше даже вовсе не самого плохого создания рук человека...»
С другой стороны, Рерих не уставал твердить о необходимости сохранения исторических пейзажей и ансамблей. Он считал, что мало охранять и восстанавливать эти памятники: «Очень важно, насколько это в пределах возможного, не искажать впечатления его окружающим...»
Именно этот завет Рериха — о сохранении гармонии между природой и культурным наследием человечества - удалось претворить в жизнь сотрудникам музея-усадьбы «Извара». На территории старинной усадьбы естественно выглядит все — даже сгоревший, к несчастью, сарай не нарушает общей гармонии и ощущения единства разных проявлений бытия.
В девяностых годах директор музея-усадьбы Ольга Черкасова предложила научному сообществу Санкт-Петербурга концепцию развития музея-усадьбы Н.К. Рериха, которая, наряду с традиционным освоением богатого творческого наследия ученого, предполагала разностороннее изучение местной природы. Санкт-Петербургский Союз ученых, в котором в свое время состояли профессор Л.Н. Гумилев и академик Д.С. Лихачев, поддержал эту инициативу, заключив с музеем соглашение о творческом сотрудничестве.
Была разработана научная программа по изучению фауны и флоры, экологических сообществ в границах охранной зоны и за ее пределами. С участием ведущих специалистов и ученых стали проводиться масштабные полевые исследования — зоологические, ботанические, гидробиологические.
С 2002 года на территории музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары, проводятся серьезные археологические исследования. В 2009 году, после большой предварительной работы, включившей полевые исследования, музей-усадьба Н.К. Рериха был объявлен памятником природы регионального значения. Среди особо охраняемых объектов — редкие виды птиц, зверей и насекомых, краснокнижные растения, гидрологические, археологические, ландшафтные, экологические объекты.
Исследования на территории музея-усадьбы продолжаются. Еще в девяностые годы в Изваре началась работа со школьниками и молодежью, были разработаны программы по экологическому воспитанию подростков. Санкт-Петербургский союз ученых организовал детскую экологическую экспедицию на территории памятника. Летом в Изваре на базе музея работает детский культурно-экологический лагерь, проводятся научно-исследовательские и образовательные экспедиции с участием школьников и ведущих ученых Петербурга.
- Разработку детских программ мы вели, опираясь на детский опыт Николая Рериха, - говорит Ольга Черкасова. – Рерих, по сути, был первым исследователем Извары. Он очень подробно описывал все, что видел и узнавал, собирал коллекции, писал свои первые статьи о природе и археологии.
Сейчас музей-усадьба Н.К. Рериха представляет собой важный культурный и научный центр. Здесь проходят научные конференции, фестивали, лекции, праздники, творческие вечера, театральные постановки, археологические экспедиции. Деятельность музея направлена на защиту культурного и природного наследия, продвижение общечеловеческих ценностей, борьбу за мир. В ближайших планах музея — создание регионального культурно-просветительского центра широкого профиля на базе бывшего Училищного дома.
* * *
«Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там - радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы» - так вспоминал Рерих свои приезды в Извару. Вообще слова «милый», «мило» по отношению к Изварской усадьбе в сочинениях Рериха звучат очень часто. Можно усмотреть здесь некую сентиментальность, но это — правда. Усадьба в Изваре действительно очень мила. Время прогулки по усадебному парку проходит очень незаметно: думал в час уложиться, а глядишь, уже и три часа пролетели...
Пора возвращаться в Гатчину, но думаешь поневоле о том, что дорога в Извару теперь открыта. Еще хочется прогуляться по отдаленной части парка, дойти до загадочного озера Глухого. Да и старый дом, в котором теперь музей Рериха, достоин более долгого и обстоятельного визита. А уж эти ивы над родниковым озером...
Да, в Извару хочется вернуться - ради этих старых ив, ради чистой воды живого Изварского озера, ради старого дома, утопающего в тени огромных елей и лип, ради его прохладных залов, заполненных стариной, историей и памятью. В Извару стоит возвращаться и ради путешествия к корням — не только семьи Рерихов, но и к собственным, потому что именно в таких местах, как это, не просто чувствуется родовая связь между поколениями, но и хорошо показаны механизмы ее возрождения.
В работе над статьей использованы материалы сборника статей «Извара — памятник природы, истории, культуры», СПб: 2014.