Десятикратное увеличение числа туристов с 2019 года – таков результат строительства транспортной инфраструктуры на острове Ореховый в Кировском районе. Новый причал и продуманная логистика судов позволили добиться максимально возможной посещаемости знаменитой крепости Орешек. Об этом «Ленинградской панораме» рассказал председатель областного комитета по транспорту Михаил Присяжнюк. В ведомстве воспринимают главные водные пути 47-го региона – реки Нева, Свирь, Волхов, а также Ладожское и Онежское озёра – как опорную сеть для развития внутреннего туризма.
– Развитие сети причалов в Ленинградской области началось со Старой Ладоги в 2017 году. С тех пор у нас уходит в среднем полгода на строительство новых объектов. С самого начала был задан высокий стандарт качества. Например, в силу исторического характера местности, мы проводим археологическую экспертизу для всех работ на глубине более 50 сантиметров. Даже толстостенные сваи мы строим с применением метода вибропогружения – самого бережного из доступных нам методов, – поделился Михаил Присяжнюк.
Наше общение проходит на борту быстроходного «Метеора». Вокруг – вода, солнце, ветер, очарование майской природы… Мы осматриваем достопримечательности Петербурга, а затем направляемся в сторону Шлиссельбурга и крепости Орешек. Оказывается, для путешествий по бескрайней Ленинградской области можно выбирать не только автомобиль или туристический автобус.
Для привлечения инвестиций на строительство водных объектов в регионе действует отдельная госпрограмма – «Развитие транспортной системы Ленинградской области». С её помощью за последние 7 лет были построены пассажирские причалы в Старой Ладоге, Свирьстрое, Невской Дубровке, Киришах. Вместе с новыми пристанями развивается местный туризм, появляются новые рабочие места – для экскурсоводов, капитанов судов и даже переводчиков.
– Цена вопроса – от 50 до 100 миллионов рублей на строительство причала. Мы привлекаем инвесторов, поддерживаем их. В том числе – налоговыми преференциями, – поясняет Михаил Присяжнюк. – При этом стараемся работать синхронно: не только строить объекты, но и своевременно их обслуживать, запускать туристические маршруты.
Вне рамок госпрограммы были также построены причалы на Ладожском озере (остров Коневец, бухта Владимировская), модернизированы причалы и организована работа пассажирских переправ на о. Ореховый от г. Шлиссельбурга и Морозовского городского поселения.
– Количество туристов и судов по маршрутам в Ленинградской области возрастает с каждым годом. Например, в 2023 году на шесть причалов осуществили 350 судозаходов, а это порядка 70 000 круизных туристов, которые увидели культуру ленинградской земли, – поделился данными Николай Кутузов, представитель компании-строителя причалов.
Ленинградская область уже нашла единомышленников в вопросе развития речного туризма. К амбициозному проекту присоединились соседние Новгородская область и Республика Карелия. Так, в этом году было завершено строительство туристического причала в Великом Новгороде. Оно велось при методической помощи 47-го региона. В результате у стен Новгородского кремля появился уникальный причал с элементами ковки по металлу, а также с продуманной системой защиты от ледохода. Как результат, ленинградцы смогут добраться до жемчужины «Серебряного кольца России» по реке Волхов, а новгородцы – посетить достопримечательности ленинградской земли. В ближайшие годы эта работа продолжится, а значит, туристам станут доступны новые удивительные места на реках и озёрах Северо-Запада.
Александра Родионова
Фото автора