Новые схемы мошенничества

Эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Максим Сёмов в интервью РИАМО рассказал о самых распространенных схемах кредитного мошенничества и простых правилах финансовой гигиены.

Нельзя сказать, что мошенники начали использовать какие-то новые схемы или приемы. Даже если появляются какие-либо новые уловки – все они основаны на двух основных принципах.

Схема «напугать – спасти», когда в телефонном разговоре неизвестные пугают гражданина любым неприятным известием, а затем предлагают выход из негативной ситуации – «спасение».  Оно обычно заключается в переводе средств по указанным мошенниками реквизитам. 

Дело в том, что испуг отключает способность критически оценить ситуацию, посмотреть на нее без спешки и понять, что она нелогичная и подозрительная.

Жертве этого просто не дадут сделать. Для этого используется второй базовый принцип – «претекстинг». Это алгоритм диалога с жертвой. Заранее готов сценарий разговора, предусматривающий множество вариантов развития диалога. Он содержит ответы на любые вопросы жертвы и, в зависимости от ответов, подставляет новые вопросы и тезисы, позволяющие вести беседу в нужном темпе и направлении. 

Так что совсем новых схем нет. Есть только новые легенды, которые используют мошенники. И, конечно, все это основано на обмане, злоупотреблении доверием. 

Давайте посмотрим, что же нового появилось в этой сфере?

Жертве поступает звонок через мессенджер от имени руководителя, который сообщает, что спецслужбами в настоящее время проводится расследование в отношении сотрудников компании, в которой работает жертва, и что в рамках такого расследования жертве необходимо выполнить некоторые задания, которые сообщит представитель спецслужб. Далее с жертвой связывается «представитель спецслужб», приказывающий срочно осуществить перевод средств на «специальный счет» (это якобы необходимо для поимки преступников). Если такой перевод будет сделан, деньги исчезнут вместе с аккаунтами «руководителя» и «сотрудника спецслужб».

Как видите, все схемы в той или иной мере используют испуг, затем следует предложение «спасения» – выхода из ситуации. И, конечно, все они основаны на обмане. Точно так же работают и старые схемы. Это и звонок из банка (на жертву оформлена кредитная заявка, и нужно срочно опередить негодяев – взять кредит самому и перевести его на безопасный счет), и звонок спецслужб («с вашего счета зафиксирован перевод средств в пользу экстремистов – вы являетесь соучастником и понесете уголовное наказание. Спасти вас может только немедленный визит в банк и перевод всех денег на безопасный счет»), и звонок близкого («мама, я попал в аварию, меня везут в тюрьму. Заплати, тогда меня отпустят до суда») и многое другое.

Повторю, все схемы основаны на конструкции «напугать – спасти».

Могут позвонить «из поликлиники» и напугать страшным диагнозом по анализам, могут позвонить ребенку и испугать сообщением, что его собака умерла. Вариантов множество, но общий признак – начать с испуга, а затем предложить что-либо сделать. Это и срочное обращение в банк, и перевод денег в мобильном приложении, и установка программы – любое действие. Единственное правильное поведение заключается в прекращении разговора. 

К сожалению, значительная часть наших пожилых родственников не может прервать разговор самостоятельно. Но поможет прием, который мы назвали «Корней Чуковский». Он легко запоминается, а выполнение этих пунктов, несмотря на то, что человек не сразу прервет разговор и какое-то время будет разговаривать с мошенниками, все же поможет предотвратить преступление.

 

«У меня зазвонил телефон». 

  1. Кто говорит? 

    Выясняем, кто звонит: «Представьтесь, пожалуйста»

  2. Откуда?

    Выясняем, от имени какой организации звонят: «Какую организацию вы представляете?»

  3. Что вам надо?

    Выясняем, по какому поводу звонят: «Что вас интересует?».

    4. Прекращаем разговор и сообщаем о нем специально выбранному родственнику, который уже может информировать о нем ту организацию, от имени которой звонили преступники.

     

В заключение напомню простые правила финансовой гигиены, помогающие предотвратить финансовое мошенничество.

  1. В случае телефонного звонка от неизвестного, представившегося сотрудником полиции, Банка России, прокуратуры, Росфинмониторинга, ФСБ и прочих государственных организаций, нужно немедленно прекратить разговор и сообщить о нем в ту организацию, от имени которой поступил звонок.

  2. Коды и пароли от любых информационных систем, а также ПИН-код от банковских карт нужно хранить в надежном месте. Нельзя сообщать их никому! Предоставление любых цифр, направленных в СМС или продиктованных по просьбе неизвестного лица, приведет не только к потере доступа к личным кабинетам, но и к потере вами денег – мошенники переведут их с ваших счетов.

  3. Если вы переводите деньги по просьбе неизвестного лица (например, по телефонному звонку от «работника прокуратуры») – вы не только потеряете эти деньги, но и можете стать участником преступления – ведь нельзя узнать, на какие цели переводятся эти деньги. 

 

Берегите себя. Не поддавайтесь на уловки мошенников. Посещайте наши мероприятия и будьте здоровы.