СЕРГЕЙ ПОПКОВ: «БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЭТО ИСКУССТВО»

СЕРГЕЙ ПОПКОВ: «БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЭТО ИСКУССТВО»

День учителя – профессиональный праздник работников сферы образования. В этот день мы не только поздравляем наших учителей и желаем им всех благ, но и говорим о тех проблемах, с которыми сталкиваются наши педагоги ежедневно.

Председатель Комитета образования Гатчинского района Сергей Васильевич Попков встретился с нами накануне праздника, чтобы поговорить об отличии нынешней системы образования от советской и порассуждать, почему так важно готовиться к урокам и иметь хорошее чувство юмора.

- Сергей Васильевич, почему вы выбрали профессию педагога? Пошли по родительским стопам?

— Нет, мои родители – агрономы. Они вместе учились, вместе работали. На мой выбор повлиял учитель физики Владимир Алексеевич. Мужчин в школе всегда было мало, и пусть не обидятся женщины, мужчины все-таки оказывают большее влияние на детей.

Любовь к истории и литературе привела меня в Рязанский педагогический институт на факультет истории и английского языка. Это было в 1980 году. После окончания института я пошел в армию, а уже оттуда переехал в Гатчину.

- Вы приехали в Гатчину по распределению?

— Нет, служба в армии позволила мне самостоятельно выбирать свою судьбу – место, где я хочу жить и работать.

Еще живя в Рязани, я познакомился со своей будущей супругой. Мы оба гостили летом у своих бабушек в одной деревне. Она жила в Гатчине и, поженившись, мы приняли решение продолжить свою совместную жизнь именно здесь.

- Как вам показалась Гатчина на первый взгляд?

— В Гатчину я влюбился сразу. По работе приходилось много ездить по Ленинградской области, но лучше Гатчины города еще не встречал. Наш город очень компактный, удобный, с многовековой историей и замечательными традициями, при этом – динамично развивающийся. Гатчина – это слияние истории и современности.

- Вы сказали, что могли сами выбирать, где будете работать…

— Да, пятого января 1988 года я устроился работать учителем истории в школу № 1 г. Гатчины. Очень благодарен коллективу школы за теплый прием и дружескую атмосферу.

Вскоре отдел народного образования г. Гатчины направил меня на факультет организаторов народного образования в РГПУ им. А.И. Герцена. Это был своего рода эксперимент – впервые в Советском Союзе был открыт подобный факультет. Для меня это время стало вторым студенчеством. Мы слушали лекции, посещали семинары. Пятница была особенным днем, который мы обязательно проводили в одном из музеев Санкт-Петербурга. Наши преподаватели старались внедрить системный подход к управлению, а также привить нам любовь к искусству.

После этого я год проработал в МЖК, хотел улучшить свои жилищные условия, но, к сожалению, не удалось. Работал учителем истории в средней школе пос. Верево. Там же в течение девяти лет возглавлял педагогический коллектив школы в должности директора. Стремясь привнести в работу что-то новое, полгода трудился в отделе аттестации и лицензирования Комитета общего профессионального образования Правительства Ленинградской области. В 2000 году глава администрации Гатчинского района А.П. Худилайнен предложил мне возглавить Управление образования Гатчинского района. И вот я до сих пор здесь.

- Как вам работается в женском коллективе?

— Конечно, здесь существует своя специфика, но главное – создать для своих коллег хорошие социально-психологические условия, в которых было бы комфортно работать.

- На сегодняшний день для самого себя Вы еще учитель или уже чиновник?

— Скорее чиновник.

- Не скучаете по преподаванию?

— Думаю, что нет. Учитель – это не только знания, но и умение их передать. Это искусство, которое требует постоянной практики. Уже будучи директором школы, я продолжал вести уроки, чтобы понимать, как проходит учебно-воспитательный процесс и что такое современный урок.

Учителя Гатчинского района, которые становятся «Учителями года» обладают уникальными знаниями методики преподавания своего материала.

- Если вас сейчас поставить у доски, вы сможете объяснить школьникам новую тему?

— Конечно, смогу. Вопрос только в том, как я ее объясню. Учителю нужно время, чтобы подготовиться к уроку, понять, какая информация наиболее важна и как ее лучше подать.

Если просто рассуждать о каком-то историческом событии, то я могу говорить сутки. А если нужно уместиться в стандартный 45-минутный урок, то придется готовиться не один час, чтобы дать детям только нужные знания.

- Как вы считаете, почему профессия учителя стала практически женской?

— Думаю, потому что женщинам всегда достается все самое трудное. Как и в семье, где воспитание детей лежит полностью на плечах женщины. В семье мама решает большинство вопросов и общается с детьми больше, чем папа. Папа, как управляющий совет в школе, – если дело доходит до него, то это уже серьезно.

Если без шуток, то нельзя забывать и о финансовой стороне вопроса. Несмотря на равенство полов, о котором так часто говорят, я считаю, что мужчина должен обеспечивать семью и зарабатывать больше.

- Какие вы видите плюсы и минусы в профессии учителя?

— Сложно ответить однозначно.

Профессия учителя имеет древние традиции. Нужно понимать: кем станут наши дети в будущем, зависит от нас сегодня. В истории есть такой пример: во время очередной Крымской кампании, когда денег в казне уже не было, министр просвещения предложил взять деньги на нужды армии из образования, на что министр обороны ответил категорическим отказом, сказав, что «война – дело временное, а образование – вечное».

Не совсем понятно, почему в свое время образование из национальной идеи переквалифицировалось в узкую специализацию, ответственность за которую лежит только на Министерстве образования. Это серьезная проблема. За примером далеко ходить не нужно – ситуация с детскими садами, которая существует на сегодняшний день. В законе четко прописано, что муниципальные власти должны сами решать эту задачу. Но без поддержки и помощи из регионального и федерального бюджетов ее не решить. Хорошо, что сейчас ситуация начала меняться. Так, в этом году из бюджета Ленинградской области на Гатчинский район было выделено 63 миллиона рублей на открытие 40 дополнительных групп в детских садах, что существенно сократило общую очередь.

- Как вы думаете, почему уважения к учителям стало меньше?

— В советское время учитель, наряду с врачом, был знаковой фигурой, особенно на селе. Учителя в ту пору провели огромную работу по ликвидации безграмотности. Это была революция, когда люди, не умевшие ни читать, ни писать, могли получить специальность, окончить институт. Сегодня перед образованием ставятся более конкретные задачи. Если раньше мы изучали все предметы, независимо от того, пригодятся ли они нам или нет, то теперь к образовательному процессу подходят с более практичной точки зрения.

Кроме этого, СМИ также вносят свою лепту в оценку работы учителей и системы образования в целом, порой негативно освещая конфликты между учителем и учеником или школой и родителями. Нельзя сказать, что раньше такого не было, но это не обсуждалось так, как это происходит сейчас – с общественным осуждением и порицанием.

Сегодня у нашего общества много вопросов к учителям, но никто не задает вопросов родителям по поводу принципов воспитания в семье.

- Почему же мы тогда ушли от советской системы образования, признанной во всем мире?

— В эпоху Интернета учитель не является абсолютным источником знаний, как это было раньше. Сегодня учитель не должен довлеть над своим учеником. Он должен невидимо идти вместе с ним к знаниям, ненавязчиво закладывать в ребенка нужную информацию. Ценится тот урок, когда учитель в течение всех 45 минут ведет диалог с классом.

Кроме этого, учитель должен рассказать ребенку, как самостоятельно добыть новые знания, чтобы в будущем у него не было проблем, например, в институте, где никто не будет стоять над ним и заставлять учиться.

- У вас никогда не было желания уйти из системы образования?

— У меня был перерыв на год, в течение которого я пытался решить жилищный вопрос, работая в МЖК, но чтобы совсем уйти из системы образования – таких мыслей не было.

- Как вы лично относитесь к школьной форме?

— Положительно. Она дисциплинирует, настраивает ребенка на учебу, стирает социальное неравенство. Обратите внимание, все элитные школы мира давно имеют свою школьную форму, и это считается очень престижным.

Если у родителей нет возможности купить школьную форму, то нужно хотя бы одевать ребенка в деловом стиле. Одежда должна быть неброской, классического покроя.

- Будучи педагогом, оцените себя, как ученика?

— Я был «хорошистом», какие-то предметы любил больше, какие-то – меньше. Математика до сих пор остается для меня загадкой.

Хулиганом не был, но в совместных приводах к директору с одноклассниками участвовал. Всякое бывало – и наказывали нас, и выговор объявляли, и родителей в школу вызывали.

- Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

— Люблю охоту за возможность пообщаться, ходить в лес за грибами, проводить время на даче. Когда выдается свободный вечер, люблю почитать исторические произведения В.А. Пикуля и новеллы Стефана Цвейга.

- Как человек интеллигентной профессии, вы увлекаетесь искусством? Филармония, театр…

— Это устаревший стереотип. В Советском Союзе действительно складывалось такое мнение, что ряд профессий автоматически относил человека к интеллигенции – учителя, врачи, ученые. На самом же деле, все зависит от человека. Интеллигент – это человек с богатым внутренним и духовным миром, который умеет грамотно отстоять свою точку зрения, кто добр с людьми и уважает, прежде всего, себя.

- Ответьте, как человек, который разбирается в истории. Если бы у вас была возможность выбирать, в какой эпохе вы хотели бы жить?

— Изучать эпохи – одно дело, а жить в них – совсем другое. Конечно, не хотелось бы жить в тяжелые годы войны, когда человеческая жизнь ничего не стоила. Я родился в 1960-х годах. Как говорил Хрущев, оставалось совсем чуть-чуть до коммунизма. Потом был развитой социализм, который сменился перестройкой и становлением нового демократического государства. Как говорят, не дай Бог жить в эпоху перемен, но я прошел через многие из них.

- А с кем из исторических личностей вы хотели бы поужинать?

— Думаю, с Петром I. Спросил бы у него, доволен ли он своими деяниями.

- Говорят, у вас хорошее чувство юмора…

— Хорошая шутка всегда подойдет для хорошей компании.

- Можете вспомнить анекдот про учителей?

— Разговаривают два учителя. Один говорит: «Представляешь, какие дети бестолковые. Я один раз объяснил – не поняли, второй объяснил – опять не поняли, третий раз объяснил – уже сам понял, а они так и не смогли».

Если серьезно, то я хотел бы поздравить своих коллег с профессиональным праздником и пожелать им отличного настроения, счастья и любви.

Беседовала Ирина ХРУСТАЛЁВА