Гатчинский ТЮЗ уходит на каникулы

Еще один гатчинский театр завершает свой игровой сезон, уходя на заслуженный отдых. 28 июня юные гатчинцы смогут посмотреть на сцене ЦТЮ последний премьерный спектакль ТЮЗа «Карлсон, который живет на крыше».

Одним из самых удачных назвала минувший театральный сезон главный режиссер гатчинского ТЮЗа Елена Котельникова. В репертуаре театра – свыше 20 детских спектаклей. За последний сезон в театре прошло более ста спектаклей, поставлены три премьеры – «Красная Шапочка», «Карлсон, который живет на крыше» и музыкальный спектакль «Победная Гатчина», посвященный 70-летнему юбилею Великой Победы.

«Несомненной удачей стала «Красная Шапочка», говорит Елена Котельникова. – Над этим спектаклем наши актеры работали с особенным удовольствием. Постановка оказалась очень многоплановой. Спектакль был задуман как музыкальный, и с актерами плотно работал хореограф».

Второй премьерный спектакль «Малыш и Карлсон», поставленный по мотивам сказки Астрид Линдгрен режиссером Владимиром Бирюковым. Его главная идея показать, как возникает чувство одиночества и заброшенности у ребенка, и какую роль играем в этом мы, родители.

Малыш живет в самой обыкновенной семье, обремененной хорошо знакомыми всем заботами и хлопотами. У мамы – миллион дел, и все, разумеется, очень важные. «Все – в другой раз», говорит она, целуя в лоб Малыша и убегая куда-то. Сестра всегда с друзьями, брат – на тренировках и соревнованиях, а папа и вовсе не появляется ни разу. Малыш пытается донести до взрослых правду о своем одиночестве, но его не слышат, хоть и очень любят. Даже собаку, пусть молчаливого, но друга, живое существо, за которое Малыш может нести ответственность, ему не дарят, считая это блажью. Малышу скучно. Детская комната завалена игрушками, в том числе и самыми продвинутыми. Он бродит среди них, играет с мячом, принимая его за собаку, прячется под пледом от претензий взрослых.

Но вот однажды через открытое окно доносится странное жужжание, и на подоконник приседает удивительный толстый человечек с всклокоченной шевелюрой. Карлсон прилетел!

Не секрет, что появление и развитие информационных технологий, компьютеров и различных гаджетов во многих семьях стало уловкой для того, чтобы, заняв чем-то ребенка, погрузиться в свои взрослые дела. При этом мы теряем самое главное – живое общение с малышом, которое ничем не заменить.

«Мне кажется, сейчас это еще больше усугубилось, считает Елена Котельникова. – Дети просто брошены. Пока были маленькие – было удобно: я занят, а ты иди, поиграй пока на компьютере. Многие теперь жалуются – как отучить ребенка от компьютера? Но уже поздно хвататься за голову… Проблема лежит на поверхности, и «Карлсона» мы поставили по этой причине».

По словам главного режиссера, Малыш – это олицетворение всех детей, которые есть на свете. «Родители часто ударяются в крайности, то заваливая ребенка кучей игрушек и отстраняясь от него при этом, то загружая его музыкальной или художественной школой, говорит Елена Николаевна. – Но у ребенка должно быть детство, должно быть живое общение, без которого жить невозможно. Иначе дети замыкаются, а родители потом удивляются, почему они не делятся с ними. А все дело в том, что родители изначально их не слушают».

Как считает Елена Котельникова, основной посыл для родителей, заложенный в этом спектакле, терпимость по отношению к детям. Терпимость и мудрость. «Мне кажется, что прежде чем решиться на рождение ребенка, нужно задуматься о том, что мы можем дать ему, говорит она. Дороже матери, ее любви нет ничего. Невозможно все время отмахиваться от ребенка, но при этом ему необходимо давать свободу действий. Запреты ни к чему хорошему не приводят. Дети познают жизнь в игре, и нет такой игры, которая не принесла бы пользу».

Несмотря на сложность поставленных вопросов, спектакль смотрится на одном дыхании и очень нравится детям, которые бурно реагируют на все происходящее на сцене. И они наверняка согласятся с Малышом, который говорит, что если Карлсон – выдумка, то самая лучшая на свете. А вот взрослым лучше задуматься.

Наверное, символично, что очередной театральный сезон ТЮЗ решил завершить «Карлсоном». Удачная концовка театрального года – прекрасный зачин на будущее. В разработке у главного режиссера ТЮЗа – несколько новых спектаклей для будущего сезона: две детские постановки и музыкальный спектакль. А это значит, что впереди у юных гатчинских театралов – новые удивительные истории и открытия.