Николай Межевич: «Эпоха политических кенгуру, прыгающих через три ступеньки, проходит»
В преддверии выборов губернатора Ленинградской области мы встретились с профессором кафедры региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета Н.М. Межевичем и поинтересовались, почему так важно участвовать в выборах.
- Николай Маратович, у ваших студентов начался учебный год, и в том числе поэтому спасибо за то, что вы нашли время для этого интервью! Первый вопрос не очень оригинален, почему надо пойти на выборы?
— Да, вопрос не новый, но, кстати, и не старый. В нашей стране государство заинтересовалось мнением граждан совсем недавно – в 1905 году. Впрочем, это были выборы для избранных, с целым «хвостом» ограничений или цензов. Это сегодня нам кажется, что выборы это процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования. Мой тезка, император Николай II объявил о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений». На практике получилось издевательство над волей народа и по форме, и по содержанию. Правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимого имущества, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и через многоуровневые фильтры – крестьяне. Подчеркну, в 1905 году люди хотели выбирать, но их не пускали!
После февральской революции был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон в тот момент опережал, значительно опережал развитие избирательного законодательства в других странах и был воистину революционен для России. Избирательные права были предоставлены женщинам, военнослужащим. Были отменены имущественный ценз, ценз оседлости и грамотности, ограничения по вероисповедному или национальному признакам. Однако ситуация в обществе стала неуправляемой, и Россию это уже не спасло.
К более-менее нормальным выборам удалось вернуться в 1989 году, но и Советский Союз это уже не спасло. Люди проголосовали, но и в этом случае было поздно.
Главное в том, что выборы – это не «средство оперативного лечения проблем», а работа на перспективу.
- Выборы – это право или обязанность?
— Хороший вопрос. В России это право, но во многих государствах – обязанность, выполнение которой также регулируется государством, как выполнение правил дорожного движения. В России право выбирать и быть избранным закреплено конституционно. Тем не менее, никто не имеет права заставлять избирателя приходить на участок и голосовать. Поэтому иногда складывается такое впечатление, что выборы не нужны.
- Хорошо, мы признаем то, что выборы свободные, но кандидаты-то «не равные». Не трудно заметить то, что профессиональная карьера выходящих на выборы кандидатов, мягко говоря, различна…
— Это и есть признак демократичности выборов, свои кандидатуры предлагают люди с различным профессиональным опытом, кого-то поддерживают политические партии, кого-то общественные организации, но голосовать-то приходят не партии, а избиратели, т.е. мы с вами. Предположим, все кандидаты говорят об экологических проблемах, мы согласны со всеми, но когда их предлагают решить за пять минут и бесплатно, то мы с вами понимаем, что это обман, так не бывает.
Надо отметить то, что кандидаты сосредоточили внимание на региональных проблемах, думаю, что это оправдано. Конечно, на практике в лучшем положении окажутся кандидаты с опытом государственной службы, представляющие, как выглядят проблемы области в кругу задач государства.
Ранее в программах кандидатов часто проходило «смешение масштабов», сейчас это уходит в прошлое. Но это и проблема нас, избирателей, мы не должны требовать от губернатора решения федеральных проблем и задач!
- Но это уже и не требуется?
— Верно. Но есть обратная проблема. У Президента просят решить проблему колодца на окраине, но на выборы не ходят. Именно поэтому не очень логично выглядит ситуация, когда избиратель говорит: на президентские выборы пойду, на губернаторские – нет!
За школы и детские сады, региональные дороги и экологию должен отвечать и отвечает по закону губернатор. Увы, наша традиция всегда искать решение проблемы у первого лица неистребима. Более того, от того, каких людей мы выбираем, будет зависеть благополучие области, уровень и качество жизни ее людей.
- Получается и то, что выбранный губернатор может оказаться хорошим человеком, но плохим хозяйственником и политиком.
— Может! Пробовали! Можно назначить доктора экономических наук или даже академика губернатором или мэром. Не будет больше ученого, но и губернатора нормального тоже не получится. Сила и слабость губернатора, в том числе, в налаженных связях в федеральном правительстве. Или их отсутствии. Да, я должен сказать прямо, позиции кандидатов с опытом государственной службы выглядят лучше, предпочтительнее. В кадровой политике России эпоха политических кенгуру, прыгающих через три ступеньки, проходит. На посту губернатора нужен профессионал с оптимальной подготовкой и идеальным практическим опытом для работы губернатором именно такой сложной области, как наша.
Кстати давайте поменяемся местами, можно и я задам вам вопрос? Вы хотите быть губернатором?
- Нет.
— И я нет. Мы с вами представляем, какая это ответственность, и какой уровень компетенции должен быть у губернатора, поэтому и занимаемся своим делом. Хороший главный редактор газеты вырастает из рядового журналиста, так? А профессор – из студента. А у нас почему-то долгое время считалось, что руководить городом, областью, республикой может любитель, дилетант, если жестче.
- Ваши пожелания избирателям?
— Конечно, голосовать надо не сердцем, а головой. Прийти на выборы и проголосовать, поддержать того, кто, по нашему мнению, может улучшить нашу жизнь без революций и майданов, на основе спокойной и эффективной работы. Не все в наших руках, но поменяв выборы на грядку с картошкой, мы и завтра никуда за пределы огорода не выйдем.