Гатчинский дворец приглашает заглянуть «в любимые царские резиденции»

Торжественным открытием новой выставки отметил начало празднования своего 250-летнего юбилея Гатчинский дворец-музей. С 11 марта каждый может посетить экспозицию «В любимых царских резиденциях», размещенную в недавно отреставрированных залах дворца. На выставке представлены различные типы интерьеров царских резиденций и уникальные предметы из фондов сразу трех дворцов-музеев – Гатчинского, Большого Петергофского и Александровского (Царское Село).

Дата открытия новой уникальной экспозиции выбрана неслучайно: так во дворце решили отметить день рождения императора Александра III, появившегося на свет 10 марта 1845 года в Санкт-Петербурге. И хотя Гатчинский дворец помнит не одного русского императора, именно при Александре III Гатчина прославилась на всю Россию.

Александр III взошел на престол 1 марта 1881 года, после убийства террористами-народовольцами Александра II. Правил он не так уж и долго, всего тринадцать лет, причем за эти годы Россия не вела ни одной войны, за что Александр и получил почетное прозвание Царя-миротворца. Именно Гатчина стала с 1881 года основной царской резиденцией и для работы, и для семейного отдыха: императорская семья проводила здесь осень, часть зимы и весну.

Новая выставка «В любимых царских резиденциях: Гатчина, Царское Село, Петергоф» открыла первый блок мероприятий, посвященных 250-летию Гатчинского дворца. По словам директора дворца-музея Василия Панкратова, главной концепцией выставки стала возможность представить частную жизнь русских императорских семей – отдельный мир, закрытый от чужих глаз. И действительно, все тринадцать залов, в которых разместилась новая экспозиция, продемонстрировали различные грани этой концепции.

Эти залы, расположенные на третьем этаже Центрального корпуса, интересны уже сами по себе, поскольку впервые открыты для посещения после реставрации. В них представлены дворцовые интерьеры, включающие в себя образцы декоративно-прикладного искусства, предметы интерьера и мебели, живопись и редкий фарфор. Часть экспонатов этой выставки прибыла в Гатчину из дворцовмузеев Петергофа и Царского Села. Некоторые из них впервые вернулись на свое место после эвакуационной неразберихи военных лет.

Экспозиция условно поделена на «мужскую» и «женскую» половины. «Мужская» половина» – это Парадная приемная, где император принимал депутации от дворянства, иностранных послов, министров, сановников; Приемная, в которую приглашали посетителей более узкого круга; Кабинет, который служил местом работы императора; Бильярдная, где можно было отдохнуть от государственных дел и отвлечься. В «женскую» половину вошли Гостиная, где можно увидеть живопись, фарфор и стекло широко известных европейских мастерских и многочисленные недорогие памятные сувениры; Фарфоровый кабинет и Сервизная, Музыкальная гостиная, Гостиная-кабинет, в интерьере которой использовалась элегантная мебель в стиле модерн; Детская с играми, образовательными и бытовыми предметами в экспозиции.

Завершает экспозицию Парадная столовая, в которой проходили торжественные приемы. Этот зал украшен полотнами европейских художников из собрания Гатчинского дворца-музея. Здесь же можно полюбоваться знаменитым Охотничьим сервизом, которым сервирован стол.

В экспозиции отражен характер как самого императора Александра, так и его близкого окружения. Собранные здесь предметы демонстрируют самые благородные качества коронованных особ – тонкий вкус, склонность к сдержанной роскоши и одновременно скромность, любовь к семье и детям, широкие взгляды и глубокие знания европейской культуры. Если верить источникам, в России все же был «идеальный» царь, и именно он провел в Гатчине почти все тринадцать лет своего правления.