Рабочая профессия – рабочая страна

В Ленинградской области, как и в целом по стране, сегодня все чаще обсуждается необходимость повышения статуса рабочих профессий и специальностей. В Гатчине, в частности, этой работой занимается технический факультет Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ).

Мы встретились с заместителем декана факультета по учебно-производственной работе, преподавателем высшей категории Натальей Сайфутдиновой, чтобы узнать, какие профессии сегодня выбирают молодые люди, каковы перспективы их дальнейшего трудоустройства, а также побывали на защите дипломов студентов 4-го курса, чтобы посмотреть, как относятся к своей профессии выпускники и чего они ждут от будущих работодателей.

- Наталья Леонидовна, расскажите о техническом факультете ГИЭФПТ.

— На факультете можно овладеть тремя специальностями: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, сварочное производство, технология машиностроения. Срок обучения по каждой из них составляет 3 года 10 месяцев.

Молодые люди поступают к нам после 9-го класса. Первый год обучения на факультете посвящен школьной программе 10-11 классов, после которого учащиеся сдают пять экзаменов за школьный курс. Два письменных экзамена – русский язык и математика и три устных экзамена – физика, химия, история. Имея аттестат об окончании средней школы, можно поступить сразу на второй курс.

- Какой багаж знаний приносят с собой ваши абитуриенты?

— Ребята приходят к нам с хорошими аттестатами, средний балл не ниже 4,5. Технические специальности выбирают те, кто уже определился с будущей профессией. В дальнейшем многие из них продолжают обучение на других факультетах ГИЭФПТ, повышая уровень образования.

- Существует ли на факультете отсрочка от армейской службы?

— Да. Официальная отсрочка от армии действует до 20 лет. Как правило, молодые люди приходят к нам в возрасте 16-ти лет и по окончании обучения сразу же отправляются на военную службу. В случае если студент не успевает получить диплом, и подходит время призыва, мы договариваемся с Гатчинским военкоматом об отсрочке. Но у нас есть и такие, кто сам изъявляет желание отправиться в армию. Тогда мы предоставляем им академический отпуск с сохранением бюджетного места.

- Когда студенты знакомятся непосредственно с практической стороной своей будущей профессии?

— Производственная практика начинается на втором курсе и длится два месяца ежегодно – с мая по июнь включительно. Кроме того, в середине учебного года в период с декабря по январь ребята проходят практику в наших учебных мастерских и лабораториях.

- В чем отличие?

— Практически ни в чем. Мы максимально приближаем их деятельность в учебных мастерских к той работе, которая ждет их в цехах на производстве.

В этом году мы закупили новое оборудование для лаборатории со станками ЧПУ, лаборатории сварочного производства, технологии и машиностроения и в слесарную мастерскую. Регулярно проходит ремонт в токарной мастерской. Оборудовали новый кабинет с компьютеризированным тренажером для кафедры технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, закупили новые компьютеры и профессиональные микроскопы для лаборатории материаловедения, используем в работе только лицензированные компьютерные программы.

Постоянное обновление материально-технической базы стало возможным благодаря финансированию Министерства образования РФ и собственным средствам, которые мы зарабатываем за счет платных услуг – предоставляем студентам возможность дополнительно получить вторую рабочую специальность параллельно с основным учебным процессом.

- Где студенты проходят производственную практику?

— У нас налажено взаимодействие и заключены договора с крупными Гатчинскими производственными предприятиями: ОАО «Беревестник», АО «218 АРЗ», АО «Электронстандартприбор», ОАО «Гатчинский ДСК», ОАО «Завод «Кризо», ООО «5Микрон Инжиниринг» и другими.

- Случается, что ваши выпускники затрудняются найти себе достойную работу?

— Крайне редко. Перспективы у ребят хорошие – как в Гатчинском районе, так и по всей Ленинградской области. Более того, последнее время среди наших преподавателей выросло число сотрудников вышеназванных производственных площадок. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы ведут такие дисциплины, как программирование станков с ЧПУ, сертификация, метрология и многие другие. Будущие работодатели имеют возможность познакомиться с ребятами, когда они только делают свои первые шаги в изучении профессии.

Для нас и наших студентов это очень ценно, потому что руководители предприятий сами заинтересованы в наших выпускниках. Хотя раньше устроить студентов на практику было действительно трудно.

- С чем это было связано?

— В 90-е годы был «провал» в обучении техническим специальностям – ребята не хотели быть токарями и сварщиками. Из-за этого сегодня существует проблема с наставничеством, потому что многие грамотные специалисты уже ушли на заслуженный отдых.

- Наталья Леонидовна, что изменилось в самом подходе к обучению?

— Технические специальности стали более компьютеризированными, менее ручными. Именно поэтому в процессе подготовки специалистов мы уделяем много времени развитию их компьютерных навыков. Сегодня выпускники технических образовательных учреждений должны уметь не только выполнять набор стандартных действий на станке, но и программировать их, а значит, отлично знать информатику, математику и другие узкоспециализированные дисциплины.

- А как же технари, которые уже много лет работают на производствах и в мастерских?

— Для них у нас разработана программа повышения квалификации и разрядности, а также переподготовки на другую специальность. По заказу Центра занятости или руководителей предприятий мы набираем учебные группы по 3-5 человек. Обучение длится около четырех месяцев. Сначала «студенты» слушают теоретический курс, затем проходят практику в наших мастерских и своих цехах.

- Тяжело переучивать опытных специалистов?

— Когда как. Некоторые с улыбкой и детской любознательностью осваивают новые техники в работе, другие считают, что и так достаточно знают.

- Ваши студенты принимают участие в профессиональных конкурсах?

— Да, ежегодно в марте на базе факультета проходит конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». На следующем этапе ребята соревнуются уже между факультетами ГИЭФПТ. Победитель получает возможность представлять наше учебное заведение на областном этапе соревнований, затем – на Всероссийском. Ребята принимают участие в различных интернет олимпиадах по математике и информатике.

Кроме того, наши студенты по-настоящему творческие личности. Они всегда с удовольствием выступают на праздничных концертах. Во время учебного года ребята обязательно ездят на военные сборы, играют в «Зарницу», занимаются в спортивном и тренажерном залах.

- Ваш факультет полностью мужской?

— Практически, да. На первом курсе из 125 студентов учится только одна девушка, на втором курсе из ста человек – четыре девочки, на третьем курсе – две девочки из 75 учащихся, на четвертом курсе девушек не было.

- Для чего прекрасная половина человечества выбирает ваш совсем не женский факультет?

— Специальности, получаемые у нас, позволяют девчонкам работать в отделах технического контроля на предприятиях. Кстати, у нас были студентки, которые получили специальности сварщиков и автомехаников.

…В конце июня учащиеся 4-го курса технического факультета ГИЭФПТ защищали свои дипломные работы перед членами экзаменационной комиссии.

Во время производственной практики выпускники выбирали понравившуюся им тему и по согласованию с работодателем разрабатывали проект дипломной работы.

Несмотря на то, что все выпускники проходили практику в разных местах, основной целью их квалификационных работ стала разработка нового цеха или мастерской в рамках уже существующего производства. Как пояснила Наталья Леонидовна, на каждом предприятии имеются свободные зоны или цеха, на территории которых ребята гипотетически (а кто-то уже практически) попробовали внедрить свои разработки – установку нового оборудования для тех или иных целей, модернизацию имеющихся станков и прочее.

Председателем экзаменационной комиссии выступил начальник лаборатории ООО «Опытный завод», которое располагается в Мариенбурге, Виктор Петухов, в комиссию также вошли – директор ООО «Опытный завод» Павел Плешков, который также преподает на техническом факультете электротехнику и электронику, декан филиала технического факультета ГИЭФПТ в Сиверском Мария Нефедова, ее заместитель Антон Маштаков и другие.

Заслушав доклады, сопровождаемые слайд-шоу, члены комиссии задавали студентам вопросы по теме дипломной работы, просили пояснить те или иные данные и показатели, полученные опытным путем, интересовались экономической частью проектов, сроками их окупаемости и многим другим.

Так, один из студентов Владислав Федутик уже внедрил свои разработки на производственной площадке компании ООО «Промышленно-инновационная компания». Он трудится на производстве уже два года, совмещая работу с учебой. Работа Михаила Бороздина вызвала множество вопросов у членов комиссии. Они решили, что Михаил – прирожденный коммерсант, если решил разместить на территории 70 кв.м 12 работающих специалистов и два полных комплектах для ремонта автомобилей.

Из 28 работ только четыре были отправлены на доработку, остальные получили те оценки комиссии, которые заслужили. Кстати, в этом году впервые на техническом факультете ГИЭФПТ выпускникам выдали диплом о среднем профессиональном образовании, а не начальном, как было ранее.

Еще в конце 2013 года губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко представил «Программу 12», которая определила дальнейшее развитие региона.

В частности, Александр Юрьевич заявил, что невозможно решить проблему развития экономики Ленинградской области без наличия собственных профессиональных кадров.

«Мы оторвались от корней, к сожалению, в середине 1990-х, и этот отрыв у нас был в начале двухтысячных, когда мы выпускали специалистов, которые не соответствовали современным требованиям экономики Ленинградской области. Мы лепили бухгалтеров, мы лепили менеджеров, мы лепили сферу услуг, при этом забывая, что нам нужны так называемые синие воротнички. Это люди, которые непосредственно должны работать со сложной техникой, начиная с современного крана, который стоит в Усть-Лужском порту, и заканчивая управлением тем же компьютером, роботом, который доит коров, или современными станками», – сказал он, презентуя «Программу 12».

Говоря о путях решения проблемы, глава региона заявил о необходимости модернизировать профессиональные училища, сделать образование более доступным, выделять служебное жилье, помогать молодым специалистам с ипотекой и многое другое.