Не отрекаются любя

Как часто мы живём своей жизнью, не желая знать, что происходит за дверьми соседней квартиры. Говорим себе: чужая семья – потёмки, нас это не касается, со своими бы проблемами разобраться...

Рубрики:  Общество

Или поддаемся чувству ложной деликатности, не желая вмешиваться в чужую жизнь. А в этой самой чужой жизни порой происходят такие вещи, от которых кровь стынет в жилах. И, увы, далеко не всегда находятся те, кто не может пройти мимо чужой беды. А если в беде оказались дети?

Эта страшная в своей обыденности история произошла в одной из деревень Гатчинского района. О ней узнали от школьной учительницы, принадлежащей к чудесному, исчезающему поколению педагогов, которые всем сердцем болеют за своих детей.

Одна из участниц этой истории сейчас в тюрьме. Другая изо всех сил пытается исправить то, что натворила первая. Последствия асоциального образа жизни — за этой осторожной, сухой формулировкой стоит очень многое. И это не только разрушенная собственными руками жизнь вполне взрослой женщины. Это еще и искалеченная судьба ее детей, оказавшихся чуть ли не с самого рождения буквально в аду.

Черный пёс, бегущий краем жизни

Любе нет еще и тридцати. Умная, красивая, держится очень независимо. О своих проблемах говорит с легкой иронией, и только тот, кто в курсе истории этой семьи, может догадываться, чего стоит эта легкость.

Маше — одиннадцать. Она — племянница Любы, младшая дочь её старшей сестры Елены. Светловолосая, улыбчивая, с очаровательными ямочками на щеках, девочка с любопытством разглядывает гостей, время от времени по-хозяйски одергивая большого черного пса, норовящего со всеми перезнакомиться.

Так получилось, что ещё в раннем детстве сестры Лена и Люба пережили страшную семейную трагедию, которая оставила их без родителей. Какое-то время девочек опекала бабушка, потом они остались одни. Елена родила свою первую дочь, но жизнь ее быстро свелась к пьяным компаниям и алкоголизму. Люба, как только ей исполнилось четырнадцать, ушла из дома, не выдержав, как она говорит, всего этого «бреда». Уехала как можно дальше — учиться, получать профессию, строить свою собственную жизнь.

А в это время на свет появилась младшая дочь Елены, Маша. Маме явно было не до нее, и о девочке «забыли» практически сразу. С самого рождения она была обречена на заключение в своей кроватке. Никто не занимался ею, не играл, не гулял, не носил к врачу в поликлинику, не радовался ее детскому лепету, первым словам и дням ее рождения. Никто за пределами этой квартиры, похоже, даже не подозревал, что на свете есть такой новый человек — Маша.

Из своего угла в глубине дома Машенька слушала шум и гам гостей, которых приводила мама. Дым в «нехорошей» квартире стоял коромыслом. Из-за того, что Маша все время проводила в кроватке, у нее развилось тяжелое хроническое заболевание ног: ходить в положенное время она так и не начала.

Вернувшись в родную деревню после долго отсутствия, Люба была потрясена тем, что увидела в своем доме.

- Возможно, я вмешалась бы в ситуацию раньше, если бы знала все, - говорит она. - Но поскольку я жила не здесь, и у меня была моя собственная жизнь... В восемнадцать лет я окончила техникум, начала работать. Сюда вернулась, когда мне было двадцать два. Когда Маша появилась, я не особо контактировала с ними. Приезжая, могла вообще сюда не заходить, жила у друзей. Потом мне просто позвонили: Люба, приедь, посмотри, что у тебя там... Приехала. Посмотрела...

 

Шанс на жизнь

Несколько лет назад маму Маши лишили родительских прав, а потом и свободы. Люба взяла свою племянницу под опеку. Малышка не могла ходить, и Люба буквально поставила ее на ноги, пройдя с девочкой все круги больничного «ада». В шесть лет Маша перенесла две операции на обе ноги. Правда, произошло это на пару лет позже, чем могло бы - слишком долго полагали чиновники, что не все так плохо в этой семье, и родная мама — вполне себе ничего...

С появлением Любы Машенька не просто получила шанс на жизнь. У нее появился шанс на жизнь в любви и радости, как и должно быть у всех детей на земле. Она вовремя пошла в школу. Правда, как говорит ее учительница Валентина Александровна, ходить, как все дети, девочка тогда еще не могла. Прооперированные ножки не выдерживали нагрузок, и Маша в прямом смысле слова передвигалась на четвереньках — так ей было удобнее.

Сейчас Маша учится в четвертом классе. Здоровье вернулось к ней не до конца, но они с Любой борются изо всех сил. Девочка продолжает наблюдаться у лечащего врача-ортопеда в областной больнице. Возможно, ей предстоит еще одна операция. Маша — живой, подвижный, совершенно нормальный ребенок. Она плохо помнит, что с ней было до жизни с Любой — так детский мозг пытается защищаться от тяжких воспоминаний.

Как говорит Валентина Александровна, Маша - способная девочка, у нее есть желание учиться. Она очень любит участвовать во всем и с радостью отзывается на все мероприятия в школе. У Маши много подруг. Она любит играть, рисовать, играть в школьных театральных постановках. Разговаривая с нами, охотно отзывается на просьбу рассказать, о чем мечтает, и делится своими планами на будущее. Вот она приносит папку с рисунками. Особенно хороша лошадка, сделанная с помощью крашеного зерна. У девочки есть заветная мечта - она хочет стать художником и планирует учиться в художественной школе. А когда она пойдет в пятый класс, то начнет заниматься плаванием.

У Маши ясные глаза хорошего, доброго ребенка. Особенно мягко и ярко они сияют, когда она смотрит на Любу. Впрочем, это взаимно. Вот они стоят, полуобнявшись, очень похожие друг на друга как сестры. Люба смотрит на Машу сверху вниз, будто говорит ей: «Ничего, мы же с тобой справимся, правда?» И Маша, одними глазами, полными любви и доверия, отвечает: «Конечно!»

 

Чужие долги

- У них действительно очень хорошие отношения, - говорит Валентина Александровна. - У нас с Любой полный контакт, мы созваниваемся почти ежедневно. Если у Маши какие-то проблемы, Люба всегда сразу их решает. Меня больше беспокоит то, что у Маши нет условий для самостоятельной учебной работы и отдыха. Их быт пока не налажен. Любе приходится работать посменно, и Маша ежедневно находится в школе до вечера.

В последних словах учительницы — ключ к тому, почему она решила просить помощи для Любы и Маши. Действительно, у Любы хорошая, стабильная работа, хотя и довольно далеко от поселка. К зарплате добавилось пособие для содержания племянницы, которое органы опеки перечисляют на Машин счет. После того, как посадили старшую сестру, Люба пытается наладить жизнь в своей маленькой семье. Расчистив квартиру от скопившегося за долгие годы хлама, девушка начала все буквально с нуля.

В квартире у девчонок почти нет мебели, зато Люба затеяла ремонт, решив начать с «сердца» дома — кухни. Ремонт продвигается, как только удается выкроить деньги в своем бюджете, а это бывает далеко не всегда. Дело в том, что девушка пытается выплачивать огромный долг за квартиру, который накопился в ее отсутствие за время «веселой» жизни ее сестры. А это — больше 600 тысяч рублей... Как говорит учительница, у Любы добрая душа: она не может и свою сестру оставить без помощи, вкладывая какие-то средства в ее содержание.

Когда разговор заходит о возможной помощи, становится заметно, как трудно, почти невозможно Любе говорить об этом, как не хочет она никого обременять. И хотя она явно стесняется просить помощи, невооруженным глазом видно, что она ей нужна. И снова в критические для себя моменты она включает легкую иронию. «Что вас беспокоит, Люба?» - спрашивают ее. - «Наверное, не такое быстрое воплощение всего. Хочется поскорее все это закончить...» - отвечает Люба.

 

О гордости и любви

У Любы на страничке ВКонтакте написано: «Гордость - постыдная и страшная вещь, ведь она ангелов превратила в демонов! Она выгнала из рая нас на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад». Наверное, все-таки не гордость мешает Любе просить помощи, а обыкновенное человеческое достоинство, и еще - какая-то спокойная уверенность, что у нее все обязательно получится.

Люба полна оптимизма. Конечно, условия проживания оставляют желать лучшего. Но главное — есть четыре стены, есть крыша над головой, работа и все самое необходимое. Ванна работает, есть горячая вода и стиральная машина. Ничего, что газовая плита вышла из строя, ведь пока можно готовить на электрической плитке. Для школы есть все, что нужно. Маша всем необходимым обеспечена, одета, обута, сыта. И еще у таких людей, как Люба - живых, сильных, добрых и веселых — бывает много друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту. Да и с соседями складываются хорошие отношения, что нечасто бывает.

Любовь полна решимости бороться за Машу до конца. Она ни на секунду не допускает мысли, что может расстаться со своей племянницей. И нет никаких сомнений, что девчонки справятся. И все же не зря учительница забила тревогу, решив привлечь внимание к этой семье. Есть такие глобальные вещи, которые большой, взрослой Любе не осилить. И в первую очередь, это громадный долг за квартиру, который сжирает деньги, так необходимые для нормальной человеческой жизни. Долг, который висит над этой маленькой семьей огромной снежной глыбой, готовой сорваться в любую минуту.

И еще есть кое-что, о чем Люба предпочитает не говорить, но наверняка думает. Пройдет время, и мама Маши вернется домой. Каким будет ее возвращение? За оставшееся время Любе нужно будет решить сверхзадачу: как подготовить себя и Машу к этому? Получится ли у нее? Должно получиться. Не зря же ей имя такое дали — Любовь...

 

Понять и помочь

У этой истории плохое начало, но довольно обнадеживающее продолжение. Впереди у наших героинь — целая жизнь. Но главное — им на помощь готовы прийти другие люди, которым не безразлично их будущее.

Чтобы поближе познакомиться с Машей и Любой, в эту гатчинскую деревню выехала целая команда людей, которые имеют большой опыт помощи тем, кто в ней особенно нуждается. От благотворительного фонда «Теплый дом» приехала специалист фонда Капитолина Петровна Кузьмичева. Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области представлял гатчинец Дамир Худояров. В первую очередь, гостей Маши и Любы волновали два вопроса: какая медицинская помощь нужна семье сегодня и каковы ее социально-бытовые условия. Собрав и проанализировав всю необходимую информацию, определились со стратегией помощи.

- Мы теперь держим под контролем все, что связано с Машей, - говорит руководитель фонда «Теплый дом» Лариса Павловна Калинина. - Все, что от нас зависит, мы сделаем. Сейчас уже практически решен вопрос с газовой плитой – ее приобрела, в рамках социальной программы «Добрые продукты», сеть магазинов «Как сыр в масле». Готовы предложить мебель и одежду для Маши. Если понадобится материальная помощь, будем собирать документы. Уже подготовлена смета на ремонт комнат.  Обои помогла приобрести депутат Законодательного собрания Ленинградской области Людмила Тептина.

Конечно, надо как-то решать вопрос с долгом за квартиру — самой Любе его не выплатить. Будем с юристами продумывать, как лучше поступить в такой ситуации. В сентябре, когда будет решаться вопрос с художественной школой и бассейном для Маши, постараемся организовать волонтеров, чтобы водить ее туда. Конечно, не так быстро все это решается, но потихоньку будем делать...

 

*  *  *

Тема неблагополучных семей — одна из самых сложных в нашем обществе. О ней и говорить-то трудно, но насколько трудней что-то исправить, наладить... Но, говорят, чудеса еще случаются, и это - правда. Чудо — сама жизнь, еще большее чудо — любовь, которая упрямо пробивается через все тернии и плевелы, сквозь тлен, ужас и отчаяние. Чудо — человеческая доброта и сострадание. Поэтому, несмотря ни на что, этот наш рассказ — о любви. О ее теплом, то разгорающемся, то еле заметном дыхании, которое способно противостоять холоду целого мира...