Сквозной проезд через дворы: как решить проблему

Ночь, жители большого жилого квартала уже давно спят. Внезапно по двору с визгом проносится такси, заполняя тихий уголок Гатчины орущей из динамиков радиоприемника музыкой. С лаем просыпаются собаки, где-то заплакал маленький ребенок, а запоздалый путник с ужасом отскакивает с дороги, чтобы не погибнуть под колесами гонщика.

Такая картина знакома всем жителям нашего города, чей двор можно назвать сквозным. Попытку решить проблему в отдельно взятом жилом квартале предприняли жители микрорайона Въезд, депутаты Совета депутатов г. Гатчины, представители администрации Гатчинского района и отдел ГИБДД по г. Гатчине и Гатчинскому району.

Проблема проезда автомобилей через сквозные дворы в объезд пробок – не новая, и бить тревогу граждане начали уже давно. По правилам дорожного движения сквозной проезд через двор запрещен. Однако это не останавливает водителей. В правилах также сказано, что максимальная разрешенная скорость движения в жилой зоне или дворовой территории составляет 20 км/ч. Во дворе все преимущества – на стороне пешеходов. Они имеют право перемещаться не только по тротуарам, но и по проезжей части, водитель должен всегда уступать им дорогу. При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям. В результате, если автомобилисты и пешеходы будут вести себя в рамках закона, то проблемных ситуаций возникнуть не должно. Но это – теория. В реальности все наоборот.

Жители домов № 61,63, 65 по пр. 25 Октября во время встречи поделились своими историями общения с автовладельцами, которые давно облюбовали их дворы, как хорошую альтернативу проезда без особых помех и пробок.

Закрыть въезды во дворы бетонными блоками или любыми другими преградами невозможно по нескольким причинам. Во-первых, среди жителей дворов много автомобилистов, которые паркуют на ночь своих «железных коней» под окнами. Во-вторых, во двор должен быть открыт доступ для спецтехники, будь то карета скорой помощи или пожарная машина. В-третьих, это просто незаконно. Но отчаявшиеся граждане часто сами берут ситуацию в свои руки и устанавливают то в одном, то в другом месте въездов во дворы металлические ограничители или прочие заграждения. Через какое-то время после жалоб автолюбителей преграда демонтируется сотрудниками ГИБДД и …все начинается заново.

Депутаты городского Совета депутатов М.А. Григорьева и К.А. Григорович, которые уже длительное время пытаются решить эту проблему, пригласили на встречу с гражданами государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД по Гатчинскому району Д.В. Кузнецова. Дмитрий Викторович только подтвердил прописные истины: все улицы внутри двора являются проезжей частью, на проезжей части ничего постороннего находиться не должно, обсуждаемая территория является жилой зоной, соответственно, сквозной проезд через нее запрещен и все преимущества – у пешеходов. К сожалению, возможности постоянно дежурить и отлавливать всех недобросовестных водителей, которые используют эти дворы для сквозного проезда, у сотрудников ГИБДД нет. Тем более, что таких дворов на территории Гатчины множество.

Все собравшиеся, рассматривая подробный чертеж жилого квартала на Въезде, думали, каким образом можно выйти из сложившейся ситуации, чтобы и проезд через квартал был возможен, и жители могли без страха гулять по придомовой территории. Были выдвинуты предложения сделать проезд через дворы односторонним, установить дополнительные ограничительные знаки, проводить профилактические беседы с таксистами или продолжать холодную войну с водителями, устанавливая различные ограждения. Последнее предложение активно и эмоционально высказывали сами жители.

По мнению начальника отдела по ЖКХ администрации Гатчинского района В.В. Михальского проблему необходимо решать на более высоком уровне и вносить изменения в ГОСТ Р 50 597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 года. По мнению Вячеслава Владимировича, ГОСТ должен быть пересмотрен на федеральном уровне и все полномочия по нему переданы от ГИБДД УМВД России на уровень муниципалитетов, чтобы местные власти могли самостоятельно решать, каким образом и где перекрывать или ограничивать сквозной проезд по дворам для безопасного и комфортного движения пешеходов. Депутаты городского совета решили направить соответствующее обращение в Государственную Думу.

А пока единственным вариантом, способным хоть как-то решить этот вопрос, стало предложение убрать бетонный блок, который издавна был размещен между домами № 61 и № 65 еще до принятия ГОСТа Р 50 597- 93. Таким образом, откроется проезд вокруг жилого квартала. Как объяснил Михальский, если городские депутаты заложат в бюджет установку ограничителей перильного типа на тротуарах вдоль открывшейся дороги, то этим решением вполне можно будет устранить проблему сквозного проезда через дворы. Тем более, что эта дорога изначально была проезжей частью.

Представители домов № 61 и No 65 по пр. 25 Октября должны будут в ближайшее время обсудить со своими соседями перспективу открытия новой «старой» дороги, а депутаты – позаботиться о том, чтобы отдел архитектуры и градостроительства администрации Гатчинского района разработал схему проезда, установку бордюров и ограждений и вынес этот вопрос на обсуждение комиссии по ЖКХ и транспорту.

Ирина ХРУСТАЛЁВА