Во дворце представят «Кушелевский альбом»

Сегодня – 18 июня – в музее-заповеднике «Гатчина» открывается выставка одного экспоната, где будет представлен альбом архитектурной графики «Атлас Гатчинскому Дворцу с Садами Зверинцами и всеми в них имеющимися строениями равно города и полей».

В «Атласе…» 50 листов – чертежи дворца и парковых сооружений, а также акварельные пейзажи. Альбом был составлен в 1798 году по распоряжению Павла I и является ценным иконографическим документом, позволяющим проследить изменения в облике Гатчинского парка, произошедшие в конце XVIII века и придавшие ему исключительную целостность и законченность.

Работами по созданию альбома руководили архитектор В.И. Баженов и адмирал Г.Г. Кушелев, возглавлявший Собственное Его Величества Депо карт (отсюда второе название «Атласа…» – «Кушелевский альбом»). Автор представленных в «Атласе…» чертежей неизвестен, акварели же подписаны именем Гавриила Сергеевича Сергеева (17651816), творчество которого в последнее время вызывает интерес у исследователей. Г.С. Сергеев не получил художественного образования и научился рисовать во время выполнения топографических работ. Он служил военным топографом при Депо карт и участвовал для «снятия видов» в многочисленных кампаниях в Бессарабии и Финляндии; в 1794 году был в дипломатической миссии в Турции вместе с М.И. Кутузовым, где составил подробнейшую карту Константинополя. Акварели с видами Гатчинского дворца и парка выписаны очень тонко и с «фотографической» точностью воспроизводят постройки и пейзажи «павловского» времени. Гатчинский дворец и Павильон Венеры, Террасапристань, Павильон Орла, Чесменский обелиск, Голландские сады и Карпин пруд – рассматривая их, зритель сможет вновь, через более, чем двести лет, отправиться на воображаемую «прогулку с Павлом Петровичем».

Некоторые чертежи, представленные в «Атласе…», буквально повторяют чертежи из альбома архитектурной графики с планами сооружений и парков резиденции Шантийи во Франции, которую великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна посетили во время путешествия по Европе в 1781-1782 годах под именем «графов Северных».

К сожалению, со смертью императора в 1801 году все строительные работы в парке были остановлены. Не все сооружения, обозначенные в альбоме, приняли свой окончательный облик – многие из них остались без скульптурного декора, но эта «недосказанность» позволит посетителям выставки ощутить ту непрерывность истории и неуловимую связь между прошлым и будущим, которые часто «поймать» невозможно.