«Землеустроители» – великие комбинаторы

Гатчинский городской суд вынес обвинительный приговор бывшей чиновнице и ее подельникам, которые в течение нескольких лет успешно проворачивали незаконные махинации с землей.

В темную в аферу были вовлечены многие, на скамье подсудимых оказались трое: 36-летняя жительница Коммунара Ж., до ареста работавшая делопроизводителем, ее гражданский муж Александр К., 34-х лет, неработающий (оба – с высшим образованием), и 68-летняя уборщица Мария Михайловна К. из деревни Кобралово. Всем троим вменялось мошенничество в особо крупном размере. Разница – в количестве эпизодов.

…С 2006 года гражданка Ж. занимала должность ведущего специалиста по землеустройству администрации Пудомягского сельского поселения. Обладая сведениями о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также о требованиях к оформлению документов в отношении земли, мадам Ж. решила обманным путем приобрести право на земельный участок в Антелево. Сначала приискала лицо, неосведомленное о планируемом мошенничестве, выбрав для этой цели свою родственницу. Потом изготовила подложный приказ совхоза «Красная славянка» от 17 февраля 1979 года, на основании которого данный земельный участок якобы был предоставлен этой родственнице для приусадебных работ. Далее было сделано свидетельство о праве собственности на землю от 30 июля 1993 года. Имея на руках нотариально заверенную доверенность, специалистка по землеустройству обратилась в регистрационную службу с заявлением о регистрации права собственности на участок в Антелево, представив подложные правоустанавливающие документы. В итоге в сентябре 2009 года Росреестр зарегистрировал землю на родственницу гражданки Ж., и она могла распоряжаться им по своему усмотрению. Стоимость участка на момент мошенничества составляла чуть больше миллиона рублей. Спустя четыре года участок был продан ничего не подозревающему покупателю – за миллион, который осел в кармане «ведущего специалиста по землеустройству».

Та же участь постигла участок в деревне Корпикюля на улице Глиняной: была подыскана подходящая женщина – Н., оформившая доверенность на чиновницу, которая подготовила комплект подложных документов, в том числе фиктивное заявление от имени Н. – о предоставлении земельного участка в аренду. Администрация предоставила участок, заключив договор аренды. Подписи в заявлении и в договоре чиновница подделала. Этот договор был зарегистрирован в Росреестре, а за ним последовала регистрация другого «липового» договора – купли-продажи. Таким образом, гражданка Н. стала владелицей земли в деревне Корпикюля, которую вскоре, сама того не ведая, продала брату чиновницы (все подписи снова были подделаны). Брата также использовали вслепую. Стоимость участка на тот момент составляла порядка 1400 000 рублей.

Аналогичным путем этот брат стал владельцем участка земли в деревне Шаглино на улице Луговой стоимостью около 1300 000 рублей.

Участок в деревне Марьино, в Западном переулке, ведущий специалист по землеустройству уже завладела в сговоре с уборщицей Марьей Михайловной. Обе знали, что приказом ОПХ «Красная славянка» от 28 марта 1991 года Марье Михайловне в постоянное пользование был предоставлен участок площадью 30 соток в деревне Покровской, но постановлением главы Антелевского сельсовета в 1992 году данный участок был изъят – по заявлению самой Марьи Михайловны. Чиновница предложила уборщице незаконно приобрести права собственности на земельный участок, аналогичный изъятому – чтобы потом его продать. Марья Михайловна предоставила гражданке Ж. свои установочные данные и личные документы – для оформления на нее земли в деревне Марьино. Чиновница подделала выписку из похозяйственной книги, согласно которой земельный участок принадлежал Марье Михайловне на основании приказа «Красной славянки» с 1991 года – на праве бессрочного пользования. Росреестр участок зарегистрировал, и подельницы стали владелицами земли стоимостью два миллиона рублей. В дальнейшем они участок продали, выручив за него 1750 000 рублей. Из них 50 тысяч получило ни о чем не подозревающее агентство недвижимости, 700 тысяч отошли к уборщице, доля «ведущего специалиста» составила миллион рублей.

Следующим подельником в «землеустройстве» стал чиновничий сожитель. Подобрав подходящую пенсионерку, они предложили ей за денежное вознаграждение оформить доверенность на манипуляции с землей – свозили в Гатчину в нотариальную контору, сделали бумагу, расплатились и распрощались. Денежное вознаграждение составило десять тысяч рублей. Дальше из небытия возникло подложное свидетельство о праве собственности на землю от 28 июня 1993 года, из которого следовало, что земельный участок в деревне Покровской был предоставлен пенсионерке в соответствии с приказом совхоза «Красная славянка» 1979 года – для ведения личного подсобного хозяйства. По известной схеме поставили участок на кадастровый учет, и в августе 2014 года Росреестр зарегистрировал право собственности на землю. Пенсионерка стала полноправной владелицей участка, оцененного, без малого, в два миллиона рублей. Ну, а дальше – дело техники. Очередной фиктивный договор купли-продажи, и вот уже гражданский муж чиновницы Александр К. – новый хозяин земли в деревне Покровской…

Кстати, у Александра К. была и другая миссия: в 2011 году он занимал должность начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства поселения, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Пудомягского поселения, а до этого служил начальником отдела правового обеспечения администрации и был прекрасно осведомлен о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Один из таких участков – в деревне Руссолово, на улице Восточной, и стал объектом его преступных посягательств. Подыскав на роль владелицы земли пенсионерку, он получил от нее доверенность, изготовил подложные документы, датированные 1983 и 2010 годом, оформил землю в Росреестре, потом, конечно, фиктивный договор купли-продажи, и участок стоимостью 1590 000 рублей переходит от пенсионерки к ни о чем не подозревающей матери мошенника.

…Весной прошлого года эта земельная вакханалия закончилась: 20 мая гражданку Ж. и ее супруга заключили под стражу. Даму продержали в камере до ноября, Александр К. так и остался за решеткой – до вступления приговора в законную силу, и далее – до конца срока. В отношении уборщицы ограничились подпиской о невыезде.

Все трое вину свою признали полностью и выразили деятельное раскаяние. Активное сотрудничество со следствием, отсутствие судимостей, положительные отзывы со стороны родственников и соседей, наличие малолетних детей у семейной пары послужили смягчающими обстоятельствами. В ходе предварительного следствия гражданка Ж. попыталась загладить нанесенный вред и добровольно выдала в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями, 2350 000 рублей.

Уборщица Марья Михайловна вернула семьсот тысяч, полученные ею в результате мошеннической операции. Суд учел этот факт, а также возраст подсудимой, состояние здоровья, наличие у нее на иждивении мужа-инвалида и звания «ветеран труда». Гражданка К. положительно характеризуется по месту работы, в ходе следствия активно способствовала раскрытию преступления и изобличению соучастников. Поэтому суд пришел к выводу, что перевоспитание пенсионерки возможно без изоляции от общества. За мошенничество в особо крупном размере Марья Михайловна получила два года условно.

Александр К. был признан виновным по двум эпизодам: за незаконное оформление права собственности на участки в Руссолово и Покровской ему присудили два с половиной года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В отношении главной фигурантки дела – гражданки Ж. – суд вынес обвинительный вердикт по части 4 статьи 159 УК РФ (пять участков) и по части 1 статьи 327 УК РФ – подделка документов. По совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний ей дали четыре года лишения свободы. Но исполнение приговора отсрочено до достижения ее младшим ребенком 14-летнего возраста – то есть до ноября 2026 года.

А что же потерпевшие – Гатчинская и Пудомягская администрации? И как теперь быть с законными владельцами «незаконных» участков?

Суд признал за администрациями Гатчинского района и Пудомягского поселения право на удовлетворение гражданских исков о возмещении материального вреда. Вопрос передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Арест, наложенный на ряд земельных участков, явившихся предметом преступлений, сохраняется до разрешения исковых требований гражданских истцов.