Не снявший креста

В Карташевской 23 мая была совершена панихида по убиенному воину-мученику Евгению Родионову и всем воинам-пограничникам, погибшим при исполнении воинского долга на страже границ нашего Отечества.

К этому памятнику, установленному неподалеку от строящегося храма святителя Николая Чудотворца, рядом с братской могилой воинов Великой Отечественной, жители Карташевской относятся с особенным трепетом.

Небольшая скромная плита из черного гранита возведена в память о воинах, «на полях брани в Чечне за веру и Отечество жизнь свою положивших». На ней выбиты имена рядового Евгения Родионова, еще трех русских солдат, погибших вместе с ним в чеченском плену, и протоиерея Анатолия Чистоусова. Скорбный список продолжают имена тринадцати погибших воинов из Гатчины и Гатчинского района. Рядом с памятной плитой установлен поклонный крест с надписью «Воину Евгению Родионову и иже с ним жизнь свою за Веру и Отчество положивших. 23 мая 1996 года, Бамут»…

Чем же так прославился воин Евгений Родионов, 19-летний мальчишка из Пензенской области, что его даже спустя столько лет продолжают помнить и любить в небольшом гатчинском поселке? Об этом рассказал пришедшим на поминальную службу прихожанам и школьникам настоятель храма в поселке Карташевская отец Николай Груздев.

Евгений Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Пензенской области. В 18 лет был призван в армию. Срочную службу проходил в пограничном отряде особого назначения на границе Ингушетии и Чечни. В январе 1996 года был направлен на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд, где выполнял служебно-боевые задачи по охране и обороне границы с Чечней. В феврале 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Из-за трагической случайности все четверо попали в чеченский плен, где несколько месяцев подвергались жестоким пыткам.

Русскому солдату Евгению Родионову предложили жизнь. Взамен попросили немного – всего-навсего снять нательный крест, отречься от православной веры и принять ислам. Русский солдат Евгений Родионов отказался это сделать. 23 мая, в тот самый день, когда ему исполнилось 19 лет, он был казнен путем обезглавливания…

Вряд ли будет преувеличением сказать, что трагическая судьба солдата-мученика потрясла чуть ли не всю Россию. Евгений стал символом мужества, чести и верности для многих. За свой подвиг он был посмертно награжден орденом Мужества и орденом «Слава России».

…С большой фотографии смотрит на живых людей мальчик-герой, которому никогда не будет больше девятнадцати. Точно такие же портреты сейчас находятся в десятках русских и зарубежных храмов, в которых в этот же день – 23 мая – идут панихиды по Жене Родионову и другим воинам-мученикам.

В конце 2003 года русское священство предложило канонизировать Евгения Родионова, однако вопрос этот пока остается нерешенным. Тем не менее, уже написаны иконы, на которых он изображен с крестом. В России, Украине и некоторых других странах открыты храмы и часовни во имя героя.

Евгений Родионов является местночтимым святым в Сербии. В 2011 году русский солдат, как «новомученик Евгений Воин», был включен в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США – для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу. С его именем на устах сражаются сейчас ополченцы на Донбассе, и это подтвердили присутствовавшие на панихиде представители казачьего воинства, воевавшие в Новороссии.

О твердости духа христианских святых, о неуклонном исповедовании ими веры до самого конца напомнил возглавивший панихиду благочинный Гатчинского районного округа протоиерей Владимир Вафин:

– Что происходит в душе и сердце человека, отказавшегося снять нательный крест, когда вопрос стоит о жизни и смерти? Этого мы не знаем и не узнаем уже никогда. Мы не знаем, с каким благоговением он относился к этому кресту в обычной жизни, молился ли, целовал ли на ночь это знамение нашего спасения. Но в самый важный момент своей жизни человек сделал свой выбор, и он был правильный. Он положил свою душу не только как воин на поле брани, но и как исповедник веры христианской…