Музыка в летную ночь

В ночь с 9 на 10 июля в музее-заповеднике «Гатчина» прошел очередной гала-концерт симфонических оркестров «Ночь музыки». В этом году ставший уже традиционным фестиваль под открытым небом был посвящен 250-летию Гатчинского дворца.

Изысканная симфоническая музыка, феерия света, причудливая игра неба над Белым озером в Императорском парке – все это уникальный в своем роде фестиваль «Ночь музыки в Гатчине». Уникальный еще и потому, что это – единственный в России фестиваль на открытом воздухе, оркестровая сцена которого расположена не на суше, а на воде, в окружении отражающихся в озере старинных дворцовых строений и паркового ландшафта.

С погодой в этот день и эту ночь повезло невероятно – «небесная канцелярия» сделала исключение для любителей классики, организовав паузу в дождливых днях. Ближе к одиннадцати часам вечера на успевшей подсохнуть траве – с ковриками, одеялами и даже спальными мешками уже расположились поклонники классической музыки. Похоже, в эту особенную ночь даже комары несколько поумерили свой пыл.

Центром внимания почтенной публики, рассредоточившейся по всему противоположному от Дворца берегу Белого озера, стала плавучая сцена на понтонах у большой террасы-пристани. Для удобства зрителей все происходящее на ней транслировалось на больших мониторах, расположенных в разных частях парка. Музыка была прекрасно слышна везде, и знатоки предпочитали бродить вдоль берега в поисках неожиданных звуковых эффектов.

На этот раз «изюминкой» «Ночи музыки» стали большие белые шары, разбросанные на глади Белого озера. Подсвечиваемые лучами прожекторов, они медленно покачивались на собственных отражениях в воде и меняли цвет, внося в происходящее особенную, почти фантастическую ноту. За многолюдным партером уютно светились окна павильона Венеры. Напротив, на фоне постоянно меняющихся красок зари чернела неровная полоса паркового леса.

Перед началом гала-концерта к гостям фестиваля-обратился с приветствием директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. По его словам, формат фестиваля «Ночь музыки» пока остается без особенных изменений – «потому что именно к нему привыкли люди, которые сюда приходят». Неизменной составляющей этого «формата» на протяжении уже нескольких лет остается Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Вторым оркестром гала-концерта на этот раз стал Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко, впервые выступивший в гатчинском опен-эйре. Оба этих оркестра – прославленные коллективы с многолетней историей, гордость музыкального Санкт-Петербурга. Еще одна особенность уже сложившегося «формата» «Ночи музыки в Гатчине» – приглашенные солисты из числа «звезд» музыкального олимпа России и не только.

На этот раз «Ночь музыки» началась «Славянским маршем» П. Чайковского в исполнении симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Как подчеркивают организаторы фестиваля, участие этого знаменитого коллектива в фестивале неслучайно. Оркестр исторически является наследником первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году так называемого «Придворного музыкантского хора». Любопытно, что первое выступление Придворного музыкантского хора состоялось в том же 1882 году именно в Гатчинском дворце.

Музыкальные шедевры в исполнении симфонического оркестра капеллы звучали на протяжении первых двух отделений гала-концерта. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ф. Шопена, «Лебединое озеро» Чайковского… В тандеме с Капеллой выступил не менее прославленный пианист, лауреат и дипломант нескольких международных конкурсов и премий Олег Вайнштейн.

К началу третьего отделения на сцену вышел уже хорошо знакомый гостям «Ночи музыки в Гатчине» Санкт-Петербургский Государственный академический симфонический оркестр под управлением Петера Феранеца (Словакия). Над Белым озером зазвучала еще одна премьера фестиваля – концерт для скрипки с оркестром на темы песен легендарной группы The Doors («Riders On The Storm»). Автором симфонического ремейка является британский рок-музыкант, певец, пианист и композитор Джез Коулмен. Коулмен, кстати, был гостем «Ночи музыки в Гатчине» в 2014 году, самолично привезя на гала-концерт свое сочинение на темы Led Zeppelin.

В роли первой скрипки в третьем отделении выступила еще одна «звезда» гала-концерта – знаменитый скрипач, руководитель ансамбля солистов «The Pocket Symphony» Назар Кожухарь. «Специализация» Кожухаря – игра на инструментах Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, в том числе и на скрипке Страдивари «Юсупов» 1736 года. Правда, на этот раз музыкант солировал на электронной скрипке.

К четвертому отделению гала-концерта медитативный, странный The Doors сменился классикой. В светлеющей ночи зазвучали Глиэр, Рахманинов, Пахмутова. Ведущим инструментом последнего отделения «Ночи музыки-2016» стала труба – главный музыкальный голос нынешнего фестиваля. На этот раз с Санкт-Петербургским Государственным академическим симфоническим оркестром играл всемирно известный трубач, лауреат многих престижных международных конкурсов Владислав Лаврик.

Фестиваль «Ночь музыки в Гатчине-2016» завершился торжественной увертюрой «1812 год» Чайковского, после чего над Гатчинским дворцом под аплодисменты зрителей раздались залпы праздничного салюта.

Гала-концерт «Ночь музыки в Гатчине-2016» в Императорском парке продолжался до трех часов утра. Прекрасная музыка переливалась далеко за край Белого озера, и в эту ночь многие в Гатчине не закрывали окна, вслушиваясь в знакомые мотивы.