«Тангейзер» в Гатчине: музыкальный шедевр на фоне шедевра архитектурного

«Тангейзер» в Гатчине: музыкальный шедевр на фоне шедевра архитектурного

В субботу, 16 июля, на плацу перед Гатчинским дворцом с большим успехом была разыграна одна из самых знаменитых опер Рихарда Вагнера «Тангейзер». Главные партии в этой постановке исполнили солисты Мариинского театра. Музыкальным руководителем и дирижером выступил народный артист России Сергей Стадлер.


Опера «Тангейзер» стала одним из самых ярких событий V Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем», проходящего с 12 по 23 июля 2016 года. Фестиваль представляет публике шедевры оперной классики, которые разыгрываются на нескольких площадках Санкт-Петербурга и Ленинградской области – в Петропавловской крепости, на Елагином острове, в Гатчине и Пушкине.

Основным организатором фестиваля «Опера – всем» выступает Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл». Главная особенность фестиваля – осуществление постановок на фоне архитектурных шедевров Петербурга и пригородов. Фестиваль абсолютно демократичен и доступен для каждого любителя музыки – вход на него свободный.

«Тангейзер» стал не только частью программы фестиваля «Опера – всем», но и одним из самых значимых событий, посвященных 250-летнему юбилею Гатчинского дворца. А еще, добавим, – это большая удача для тех, кто любит серьезную музыку. По словам музыкального руководителя оперы, дирижера Сергея Стадлера, эта опера играется в мире очень редко, поскольку считается очень сложной в исполнении (кстати, в Гатчине была разыграна вторая, парижская, самая сложная редакция «Тангейзера»).

Участие в постановке приняли симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера и хор фестиваля «Опера – всем». Главные партии на немецком языке исполнили солисты Мариинского театра и его Академии молодых оперных певцов А. Мелихов и Е. Шиманович.

«Музыка начинается там, где кончаются слова…» – этой фразой самого Вагнера предварил первые такты «Тангейзера» Сергей Стадлер. И – после небольшой паузы – музыка началась…

В основу художественного оформления постановки (художник-постановщик Ю. Гольцова) легли мрачноватые декорации в готическом стиле. «Вторым» (и более глобальным) фоном стали стены Гатчинского дворца, очень естественно вписавшиеся в средневековый сюжет. Серый, черный, алый, белый – с одной стороны, приглушенный желтый – с другой, – каждый из этих цветов уже сам по себе нес определенную символику.

Премьера оперы Вагнера «Тангейзер» состоялась в 1845 году в Дрездене. Ее появлению предшествовала огромная работа композитора, включавшая в себя изучение средневековых мифов и легенд.

Главный герой оперы Тангейзер – средневековый рыцарь, действительно живший в XIII веке в Германии. Он – один из тех, кто посвятил себя искусству воспевания любви, излюбленному виду творчества немецкой знати. По легенде, Тангейзер несколько лет проводит в греховных наслаждениях в обществе богини Венеры. Раскаявшись под влиянием своей земной любви – Елизаветы, антипода Венеры, он отправляется в Рим, к самому Папе – просить искупления своих грехов. Папа ему отказывает, но Бог оказывается милостивее своего наместника…

Конфликт произведения выстраивается вокруг одного из центральных сюжетов оперы – состязания певцов в Вартбургском замке. На этом соревновании каждый из них должен раскрыть свое понимание сути любви…

Борьба двух начал – плоти с духом, ада с Небом, сатаны с Богом, избравших главным полем битвы человеческое сердце, – так обозначил суть оперы Вагнера французский поэт Шарль Бодлер. Любовь земная, чувственная противостоит любви небесной, одухотворенной. Что же все-таки выберет Тангейзер?

Это противостояние длится на протяжении всей оперы, накаляясь до предела к ее концу. Далеко не каждый может выдержать эту бесконечную борьбу в своем сердце. И Елизавета, и Тангейзер умирают, но последний все же получает прощение, благодаря небесной молитве Елизаветы…

Заметим, что эта средневековая трагедия разыгрывалась у Гатчинского дворца на протяжении двух с половиной часов, и время это пролетело практически незаметно, на одном дыхании. Внутреннее пространство произведения было заполнено очень плотно, сюжет – напряженный и динамичный, интересные костюмы, хороший звук, идеально пойманный «получашей» дворца, а в качестве бонуса – большой экран с трансляцией происходящего на сцене. В постановке был задействован даже балкон над парадным входом во дворец, на который выходил хор и даже сам Папа Римский с посохом, увитым белыми лилиями.

Соединение двух видов искусства – архитектуры и оперной музыки – дает необыкновенный эффект, возможно, потому что у них есть некое внутреннее родство. К тому же, Гатчинский дворец с его особенной исторической тональностью чуть ли не идеально подошел для разыгрывания знаменитой рыцарской оперы.

Многие исторические параллели этого события отметил режиссер-постановщик В. Высоцкий. По его словам, выбор оперы «Тангейзер» подсказан характером «гения места» Гатчины. Павел I – один из самых романтических российских императоров, принявший на себя достоинство гроссмейстера мальтийского рыцарского ордена – по сути, первый и единственный рыцарь, живший в Гатчине.

Сам дворец, как и многие другие исторические постройки Гатчины, воспринял и до сих пор несет в себе символику мальтийских рыцарей. Некоторые места действия в опере имеют аналоги в реальной топографии Гатчинской резиденции: грот Венеры в опере перекликается с гротом «Эхо», Вартбургский замок – с Гатчинским дворцом.

По словам директора ГМЗ «Гатчина» Василия Панкратова, дворец задал себе очень высокую планку, решив показать эту оперу. На наш скромный взгляд, результат получился просто замечательным. Прекрасная музыка, идеальное исполнение, замечательные голоса, особое настроение расходившихся после спектакля зрителей, их вдохновенные лица…

Добавим, что музыка, играющая на дворцовом плацу, разносилась далеко за его пределы. Может быть, поэтому в этот вечер в Императорском парке царило особое творческое возбуждение – на его аллеях, у мостиков и прудов собирались музыканты и художники, радуя гатчинцев и гостей города своим искусством.

Опера «Тангейзер» – не первое и не последнее событие в ряду праздничных мероприятий, посвященных 250-летию Гатчинского дворца. Будем надеяться, юбилейный год даст Гатчинскому музею-заповеднику творческий импульс на многие годы вперед, и традиция качественных опен-эйров будет продолжена с не меньшим успехом.