Как «почести» и «поминки» стали коррупцией

«Очищение власти от коррупции – важнейшее условие развития нашей страны», – эти слова президента стали руководством к действию для чиновников и правоохранительных служб. Все чаще мы слышим от руководителей всех уровней власти о необходимости наведения порядка в своих рядах.

Чтобы победить врага, нужно изучить его. Откуда же взялась коррупция, каковы ее исторические корни?

Древний Вавилон против коррупции

Коррупция, будучи сложным и многогранным социальным явлением, с древних времен неразрывно связана с историей человеческой цивилизации.

Исторические корни коррупции идут от обычая делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Самые ранние упоминания о коррупции находят свое отражение еще в архивах Древнего Вавилона. Первый трактат с обсуждением коррупции («Артха-шастра») опубликовал под псевдонимом один из министров Бхараты (в Индии) в 4 веке до н. э.

Тема коррупции обнаруживается даже в библейских текстах. Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью. «Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно». Актуально и применимо сегодня определение коррупции, сделанное им в XIV веке: «Коррупция – это использование публичных возможностей в частных интересах».

Взятки в России: норма или преступление?

Коррупция в России имеет многовековые традиции. Вплоть до XVIII века чиновники жили благодаря «кормлениям», т.е. подношениям от тех лиц, чьими проблемами они занимались.

«Почести» – предварительные подарки должностному лицу, «решавшему вопрос», а «поминки» – подарок «по итогам дела» считались вполне законными и носили характер подношений либо для успешного ведения дела, либо с целью ускорения его решения. «Посул» – это нарушение закона должностными лицами за плату (взятку). За «посулы» на Руси полагались телесные наказания. Судебник Ивана III (великий князь московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси) запрещал судьям брать «посулы» (т. е. взятки), в противном случае их жестоко наказывали. Это был первый законный запрет на получение и дачу взятки.

С XVIII века получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX в. начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции.

Важным шагом на пути совершенствования законодательства об ответственности за взяточничество и лихоимство было издание Свода законов (1832, 1842 и 1857 годов).

С 1845 года основным законодательным актом, регулировавшим ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство, стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Если действие, за которое получен дар, не составляло нарушения обязанностей службы, то получение вознаграждения являлось мздоимством, если же обязанности службы были нарушены – лихоимством. По Уложению чиновник, уличенный в мздоимстве, подвергался либо только денежному взысканию, либо денежному взысканию, сопряженному с отрешением от должности. За лихоимство законодатель установил более суровые санкции, вплоть до отдачи в исправительные арестантские отделения. Высшая степень коррупции законодателем была названа вымогательством. Виновный в вымогательстве подвергался отдаче в исправительные арестантские отделения с лишением всех особенных прав и преимуществ. При наличии отягчающих вину обстоятельств виновный приговаривался к лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от 6 до 8 лет.

Эволюция коррупции и борьба с ней

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX веков. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой – рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» – уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала.

По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны), получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.

Нормативное закрепление понятие «коррупция» впервые в истории отечественного права получило только в 2008 году. Официальное определение данного понятия в современном российском законодательстве закреплено в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Общественный заказ на борьбу с коррупцией и очищение власти действительно имеется.

В Ленинградской области приняты и действуют в настоящее время: областной закон от 17 июня 2011 года № 44 «О противодействии коррупции в Ленинградской области»; план противодействия коррупции в Ленинградской области, утвержденный губернатором Ленинградской области; планы мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденные руководителями органов исполнительной власти Ленинградской области.

«Усилить антикоррупционное взаимодействие с органами местного самоуправления» – такую задачу поставил глава региона Александр Дрозденко на очередном заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ленинградской области. Такая же комиссия на муниципальном уровне создана в администрации Гатчинского района. В Общественной палате Гатчинского района действуют комиссии по общественному контролю и противодействию коррупции.

Любой гражданин может оставить сообщение о факте коррупции на сайтах муниципальных образований. В Гатчинской городской прокуратуре по рабочим дням (с 9 до 18 часов) работает антикоррупционная телефонная «горячая линия». Граждане могут сообщить о фактах коррупции в Гатчинском районе по телефону: 8 (81371) 2-21-27. По всем полученным обращениям будут организованы прокурорские проверки. Кроме того, заявить о конкретных фактах коррупции или растраты можно, обратившись на официальный сайт Следственного комитета.

В такой ситуации, когда каждый видит в коррупционере своего личного врага, коррупция не сможет достичь широкого размаха.