Как мы знаем свою историю?

В субботу, 25-го марта, школьники и студенты Ленинградской области написали исторический диктант.

Рубрики:  Образование

В 11.00 в каждом районе области участники акции – старшеклассники, учащиеся первых-вторых курсов средних учебных заведений и первокурсники вузов – сели за парты, чтобы продемонстрировать свои знания истории. Всего – более трех тысяч школьников и студентов.

Организационно-методическую поддержку, разработку контрольно-измерительных материалов осуществил Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, являющийся оператором данной акции. Организатор – областной Комитет общего и профессионального образования.

В год столетия Октябрьской революции, объявленный в Ленинградской области Годом истории, и 90-летия самой области старшеклассникам и студентам было предложено вспомнить исторические даты и этапы истории великой и малой родины. За 45 минут следовало ответить на 45 вопросов по трем темам: Великая Отечественная война, революционные события 1917 года и история Ленинградской области. При выполнении заданий запрещалось пользоваться какими-либо источниками; чтобы соседи по парте не списывали друг с друга, им выдавали разные варианты вопросов. Собственно, «диктант» – название условное: участники получили распечатки с вопросами и в полной тишине, без комментариев, записывали ответы на специальных бланках.

В Гатчинском районе для написания исторического диктанта были определены три точки: Сиверская гимназия, Коммунарская школа № 3 и Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского, в которой собрались ученики 9-11 классов гатчинских школ № 2, 7, 8, лицея № 3, а также Веревской, Пламенской, Пригородной и Таицкой средних школ. Как рассказала начальник отдела развития муниципальной системы образования Светлана Мельник, ребята подавали заявки заранее. В гимназии им. К.Д. Ушинского собралось 90 человек, по всему району – около 180.

— Каждому выдали шифр, который нужно записать вверху на своем листочке, – поясняет Светлана Михайловна. – Жюри будет оценивать работы анонимно, в гатчинский комитет образования пришлют протокол с результатами, и мы отправим их по школам. Так каждый участник узнает свой балл. Максимальная оценка – 100 баллов, а вопросы, по мнению учителей истории, непростые…

Школьные историки оказались правы: диктант предполагал хорошее знание истории. Например: когда, в каком веке, согласно данным археологии и письменных источников, были построены в Ладоге первые каменные христианские храмы? Или: кто был первым председателем ВЦИК, избранного II Съездом Советов 25 октября 1917 г.?

Вопросы по истории Ленинградской области были просты – для «местных жителей». Кто из гатчинцев, например, знает: в каком городе – административном центре Ленинградской области – в 1944 г. был создан музей «Свирская победа», уничтоженный в начале 1950-х гг.? Зато мы без труда назовем районный центр, который получил статус города в 1796 г., а накануне I Мировой войны в нем был устроен первый в России военный аэродром…

Ну, а каково мнение самих участников диктанта? Кто и зачем пришел в гимназию Ушинского в этот день?

Алексей – ученик 10-го класса Таицкой школы – перед тем, как приступить к работе, поделился, что хочет проверить свои знания и рассчитывает на высокий балл: по истории у него, естественно, пятерка, и свое дальнейшее образование он связывает с этим предметом. В тематике революции и Великой Отечественной – силен, о Ленинградской области знает меньше.

Ученица 11-го класса гатчинской школы № 2 справилась одной из первых – за полчаса. Ответила, примерно, на половину вопросов – они оказались «довольно сложные и неожиданные».

- Что вызвало сложность?

— История Ленобласти. А революция – это как раз та тема, которая сейчас изучается, поэтому я все знаю.

- Почему пошла на диктант?

— Учитель отправил – за хорошие знания.

- Результаты пригодятся тебе при поступлении? Будешь сдавать ЕГЭ по истории?

— Нет, не буду. Это просто для себя.

Ученики 10-11 классов другой гатчинской школы тоже быстро покинули аудиторию; на диктант они пошли, потому что им сделали предложение, от которого нельзя отказаться:

- Как вам вопросы?

— Очень сложно. Не ответили и на половину.

- Что сложного?

— Все: революция, война, князья, Ленобласть…

- Зачем пришли на диктант?

— Учитель сказал: «Кто пойдет писать исторический диктант, поставлю пятерку»…

В общем, эти ребята уже получили свой приз. «Отличники» же, набравшие максимальное количество баллов, получат «бонус» при поступлении в ЛГУ им. Пушкина. Кроме того, знатоков истории ждет встреча с губернатором Александром Дрозденко, который лично вручит им награды.