Премьера «Золушки» в ТЮЗе: фантазия в лучах волшебного фонаря

В ближайшее воскресенье, 30 апреля, в Гатчинском ТЮЗе состоится премьера детского спектакля-фантасмагории «Золушка», который обещает стать ярким событием в театральной жизни города. Ставит этот необычный спектакль молодой талантливый режиссер и драматург из Санкт-Петербурга Владимир Антипов.

Рубрики:  Культура

В преддверии премьеры мы решили познакомиться с автором спектакля. Владимир Антипов – выпускник Санкт-Петербургской театральной академии. За его плечами – опыт преподавания в театральной академии, в театральном центре «Легкие люди». Как актер и режиссер Владимир активно сотрудничает с петербургским драматическим коллективом «Этюд-театр» – многократным лауреатом престижных театральных премий.

Кстати, в Гатчинском ТЮЗе уже год с большим успехом идет спектакль «Эмиль Большая голова», поставленный еще одним режиссером «Этюд-театра», соавтором Антипова по многим прогрессивным театральным проектам, Алексеем Забегиным. Один из самых, пожалуй, необычных проектов Забегина и Антипова — спектакль-экскурсия по юго-западу Санкт-Петербурга, поставленный по мотивам их собственных пьес.

Как и у любого режиссера, у Владимира есть свой собственный взгляд на то, каким должен быть детский театр.

– Театр, особенно детский, не должен служить неким образовательным учреждением, которое обязано навязывать какие-то определенные принципы или идеи, – считает Владимир Антипов. – Важно, чтобы в этом было творчество, как это всегда бывает у детей, чтобы актеры могли передавать детям удовольствие, радость от игры. Очень важно, чтобы спектакль был не просто неким ярким действом, существующим помимо самих детей, но чтобы он завлекал их эмоционально. В таком случае во время спектакля дети сами подключаются к этой игре.

Питерские театральные критики называют Владимира Антипова харизматичным художником, создающим провокационное, экспериментальное искусство. Чем же удивит новый режиссер ТЮЗа маленьких гатчинцев? Какой видит художник свою «Золушку», и что таится за словом «фантасмагория», обозначающим жанр спектакля?

По словам режиссера, в основе спектакля лежит хорошо всем знакомая с детства пьеса Евгения Шварца, правда, сильно переработанная.

– Когда речь заходит о «Золушке», все обычно вспоминают сказку Шарля Перро, – говорит Владимир. – На самом деле этот сюжет с незапамятных времен встречается не только в Европе, но и во всех мифологиях мира. Знаете ли вы, что первое упоминание о героине этой истории – правда, там ее называли Босоножкой – встречается в Древнем Египте? А первый европейский вариант был записан итальянцами. Изучая историю этого сюжета, я подумал, что ближе всех к оригиналу все-таки братья Гримм с их достаточно жестким сюжетом – ведь они были не просто сказочниками, а славистами, исследователями фольклора. Так что наша «Золушка» поставлена, скорее, в духе братьев Гримм. Стилистически это немецкий неоэкспрессионизм начала двадцатого века…

Словарь подсказывает нам, что фантасмагория означает нагромождение причудливых образов, видений и фантазий. Есть еще такое понятие, как театральная фантасмагория – жанр театрального представления в Европе XVIII – XIX веков, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.

Режиссер спектакля обещает, что в новой гатчинской постановке никаких скелетов и привидений не будет.

– Мы назвали этот спектакль фантасмагорией, но я бы сказал, что это похоже, скорее, на страшилку — в духе тех, которые так любят дети, — говорит он. — Но никто, конечно, не испугается, потому что это именно игра в страшилку, и дети отлично это понимают. Мы рассматриваем весь этот мир как огромное поле для игры: как ребенок начинает играть, так же и мы продолжаем его игру. Золушка в нашей сказке – это настоящий луч света в темном царстве, который развеивает сгустившийся мрак. Безнадежную, казалось бы, ситуацию она меняет силой своего воображения, любви и добра.

Есть в этой фантасмагории и «волшебный фонарь». В художественном оформлении спектакля, которым занимается художник Екатерина Никитина, присутствуют элементы театра теней. Создатели спектакля обещают необыкновенный визуальный эффект.

У необычного спектакля и музыкальное оформление будет необычным. В первую очередь, потому, что им занимается лидер группы Dizzy Jazz (Санкт-Петербург), тоже выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Ник Тихонов.

– Для спектакля мы выбрали авангардную стилистику скамузыки, – говорит композитор. – Конкретно в этом направлении ска обычно используется всего три «мозговых» инструмента, не считая тарелок и тубы. Такую музыку и играть просто, и воспринимать несложно. Детям она нравится…

И музыку, и большую часть песенных текстов сочинил сам Ник Тихонов. Любопытно, что актеры, играющие в «Золушке», не только поют, но и играют на музыкальных инструментах, при этом некоторые из них учатся этому параллельно с репетициями.

Новая постановка стала необычным и важным опытом и для труппы театра.

– Каждый раз, когда к нам приходит новый режиссер, или труппа театра начинает ставить новую пьесу, мне хочется, чтобы произошло чудо – и для детей, и для актеров, – говорит заведующая ТЮЗом Виктория Александрова. – И каждый раз так и происходит: новая встреча дает актерам возможность открыть себя заново, стать немного другими. Нам хочется удивлять детей, и у нас это получается – недаром на одни и те же представления наши маленькие зрители ходят по нескольку раз.

Премьера спектакля-фантасмагории «Золушка» состоится в воскресенье, 30 апреля, в 12 и 15 часов в Центре творчества юных (Гатчина, Революционный пер., д.1). Спектакль предназначен для детей старше 6 лет.