Саксофон для «Золушки»

В Гатчинском театре юного зрителя 30 апреля с успехом прошла премьера детского спектакля-фантасмагории «Золушка» режиссера Владимира Антипова. В рамках музыкального оформления в постановке был задействован небольшой оркестр, в котором приняли участие сами актеры.

Рубрики:  Культура

Любопытный эффект – пьеса, основанная на сказке Евгения Шварца (классическое воплощение – всеми нами любимый фильм «Золушка»), обрела новое звучание, и в первую очередь, для взрослых. Знакомый до финальных титров, практически сразу же разобранный на крылатые фразы текст вызвал одновременно ностальгию и удивление. На глазах зрителей на сцене разрушалась внешняя оболочка привычного стереотипа, оставляя ядро старой доброй сказки.

Но если взрослые воспринимали сказку через контекст прошлого, то дети видели ее как бы с нуля. Интересна была реакция маленьких зрителей: поначалу все словно бы немного оторопели от сценического антуража – непривычное чернобелое оформление, живой звук, свободный от рамок фонограммы, белый сценический грим – маски на лицах актеров. Потом развеселились и с удовольствием присоединились к разыгрываемой на сцене фантасмагории.

– Все! Ухожу в монастырь! – говорит Король и все-таки остается: нужно же кому-то разгребать накопившиеся проблемы. И действительно, в старом королевстве давно уже что-то пошло не так: оно будто заваливается набок вместе с декорациями (художник Екатерина Никитина). И сам Король вместе со своим сыном Принцем передвигаются под бой барабана как механические куклы — словно боятся потерять равновесие и завалиться вместе со всем миром.

Растерянный Отец разрывается между любовью к Золушке и страхом перед Мачехой. Последняя – гипертрофированное воплощение всего дурного, что может быть в человеке. Как же, как же, мы помним: ее родную сестру съел людоед, отравился и умер… Не менее ядовитые характеры и у ее глупых и жадных дочерей, которые, зловеще каркая, кружатся над своей сводной сестрицей.

Во все это безобразие приходится вмешаться крестной Золушки – Фее, постаревшей, но не утратившей вкуса к авантюрным затеям и добрым чудесам. На помощь ей приходит, конечно же, любовь. Золушка становится тем самым волшебным лучом, который разгоняет мрак и возвращает добро и зло на положенные им места. Принц в итоге освобождается от маски, меняется и его сценическая «механика» – теперь он двигается, как свободный и счастливый человек.

Несмотря на все обещания режиссера «нагнать страху», придав «Золушке» мрачноватый готический колорит, сказка получилась веселая и добрая. Если она и пугает, то совсем чуть-чуть – до первого взрыва смеха. Зато в ней есть напряжение: ну когда же, когда начнется, наконец, обещанное «страшное»? Но главное – в ней есть игра, в которую с удовольствием включаются дети.

Взрослым наверняка особое удовольствие доставит музыкальная канва постановки, которую придумал, сочинил и воплотил в реальность петербургский композитор Ник Тихонов. Актеры в «Золушке» не только поют, но и играют на музыкальных инструментах, включая такие сложные, как аккордеон и саксофон. И если для них такая многофункциональность стала серьезным испытанием, то зрителю они этого не показали.

Очередной премьерный спектакль «Золушка» можно посмотреть в воскресенье, 14 мая, в 12 часов в Центре творчества юных (Гатчина, Революционный пер., д.1).

Внимание! Спектакль предназначен для детей от 6 лет!