Храм Преображения Господня в Старосиверской

В деревне Старосиверская идет активное возрождение еще одного православного храма – церкви Преображения Господня. Этот храм достаточно молод – ему чуть больше ста лет. Вся его история могла бы уместиться всего в несколько строк, если опираться исключительно на даты. Однако этот небольшой список символизирует смену нескольких эпох, через которые пришлось пройти храму вместе со всей Православной церковью, – коротких, наполненных жизнью и бесконечно длинных, пустых и печальных…

Настоятелем церкви Преображения Господня в Старосиверской с 2016 года является один из священников клира Вырицкой церкви Казанской Божией Матери отец Константин Лебедев. Он рассказал нам о том, как складывалась история этого храма, и как проходит его возрождение.

Дачная церковь

Спасо-Преображенская церковь в деревне Старосиверская была заложена 5 августа 1912 года и освящена епископом Гдовским Вениамином ровно год спустя, 4 августа 1913 года. Строительство храма было приурочено к празднованию 300-летия дома Романовых и осуществлялось по проекту известного петербургского архитектора Андрея Аплаксина.

Как рассказывает нынешний настоятель церкви Преображения Господня, отец Константин Лебедев, храм строился на средства местных жителей, причем активное участие в этом приняли и многие именитые дачники-петербуржцы. В частности, одним из попечителей храма стал владелец имения «Сиверская» барон В.Б. Фредерикс. Лютеранин по вероисповеданию, он, тем не менее, внес значительный вклад в строительство этой православной церкви.

Какой была новая церковь в Сиверской, можно судить по единственной фотографии, сделанной в 1913 году для журнала «Огонек». Выполненная из кирпича, белоснежная, с внутренними колоннами и высокой колокольней, она стала уникальным образцом неоклассицизма, с формами которого в те годы экспериментировал Аплаксин – один из виднейших представителей неорусского архитектурного стиля.

Первым настоятелем храма стал священник Николай Смирнов (арестован в 1923 году). С 1923 по 1935 годы настоятелем храма был протоиерей Николай Шенрок, а с 1935 по 1938 год – священник Константин Григорьев (арестован и расстрелян в 1938 году).

75 лет одиночества

11 мая 1939 года Спасо-Преображенская церковь была закрыта, и в ней, вплоть до начала Великой Отечественной войны, работал колхозный клуб с кинозалом.

Как рассказывает отец Константин, колокольни храм лишился перед приходом немцев в Сиверскую, когда отступающие советские войска сбили ее артиллерийским снарядом. Такая участь постигла не только этот храм, но и церковь в Белогорке, и Вырицкий храм Петра и Павла — высокие колокольни считались ориентиром на местности для прицела.

При немцах в храме поначалу разместилась конюшня, потом мотоциклетная станция. Во время оккупации в Спасо-Преображенской церкви с большой вероятностью проходили богослужения. По словам отца Константина, этому наверняка мог способствовать протоиерей Николай Шенрок – один из активных деятелей Псковской духовной православной миссии, которая занималась восстановлением церковной жизни в оккупированных районах Ленинградской области.

Преображенская церковь, скорее всего, была и местом мученичества. Местные жители рассказывали, что в храме или где-то рядом с ним содержались советские военнопленные, и у его стен совершались расстрелы. За алтарной стеной церкви в восьмидесятых годах прошлого века были найдены останки убитых, которые перезахоронили на Мемориале воинской славы в Сиверской.

После войны в Спасо-Преображенской церкви был устроен колхозный склад, а потом…

– А потом очень долгие годы здесь вообще ничего не было – здание церкви стояло заброшенным, – говорит отец Константин. – Местные жители помнят церковь, стоящей нараспашку. Ветер внутри гулял, играли дети. В восьмидесятых годах здесь разместилась котельная, которая обогревала здание поликлиники. А последней была автомастерская, принадлежащая частному лицу. У хозяина автомастерской здание церкви выкупил его последний владелец Евгений Малышев. Выкупил, чтобы безвозмездно передать Гатчинской епархии для совершения богослужений.

Это произошло в декабре 2014 года, и с тех пор в судьбе заброшенного храма начались серьезные перемены.

Возрождение

Приходская община стала образовываться в Преображенской церкви сразу же после передачи ее Православной церкви. Здание церкви выглядело на тот момент ужасно — без купола, с забитыми окнами, ободранными стенами, да еще и по самый фундамент заваленное снаружи отходами котельной.

– Появились активные люди из числа местных жителей, которые стали потихоньку приводить храм в порядок, чтобы в нем можно было молиться: вывезли мусор, сделали пол, – рассказывает отец Константин. – Поначалу храм был приписным — к церкви Петра и Павла в Вырице. Духовенство этой церкви начало совершать здесь богослужения. Стали приходить и активно включаться в общее дело восстановления церкви новые люди.

7 января 2015 года, на Рождество Христово, в церкви Преображения Господня состоялась первая за 75 лет Божественная литургия. А уже в следующем году у храма появился настоятель – четвертый в его истории и первый за последние почти восемьдесят лет.

Возрождение храма — это всегда возрождение истории, причем часто в самом широком смысле. Интересно, что по своему мирскому образованию нынешний настоятель Преображенского храма, отец Константин Лебедев – преподаватель истории. Любовь к истории возникла у старосиверского батюшки еще в детстве, когда зачитывался старыми книгами из большой библиотеки своих бабушки и деда.

– Интерес к истории у меня пробудился в том контексте, что мне все время хотелось обрести для себя, как сказал один современный церковный историк, ту Россию, которую у меня отняли, – говорит отец Константин. – Мне казалось, что до революции 1917 года, до построения советской действительности русская жизнь была какая-то другая. То, что я видел вокруг, я воспринимал очень болезненно, и мне все время хотелось как-то вернуться туда, обратно. И я думал — где же есть такие люди или им подобные…

Таких людей будущий священник Константин Лебедев нашел в церкви, где уже с юности служил в алтаре и пел в хоре. Получив светское образование в 2000 году, он сразу же поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Закончив ее в 2005 году, долгие годы служил штатным священником в Вырицком храме Казанской Божией Матери.

– Когда мне предложили эту вакансию в Старосиверской, я приехал сюда, чтобы просто увидеть этот храм, – вспоминает отец Константин. – Он был закрыт. Я обошел его вокруг, посмотрел… Понимаете, я почувствовал в нем живой организм, который пропадает. Я совершенно уверен, что любой храм, даже самый безнадежный, можно оживить молитвенным присутствием, молитвенным деланием. Храм – как человеческие легкие — они могут быть забиты, но чем больше в них поступает кислорода, чем больше человек дышит полезным, свежим воздухом, тем больше он оздоравливается. И люди, которые приходят в церковь и молятся здесь, наполняют ее жизнью. Храм этим живет.

За эти почти три года общими усилиями прихожан была приведена в порядок северная алтарная стена, которая грозила вот-вот обрушиться. В храме появились теплый пол, окна, тепловая отсечка под куполом. Расчистили территорию вокруг церкви, сложили печи. Реставрационные работы в храме Преображения Господня продолжаются.

– С Божьей помощью нам удалось сделать отопление, – говорит отец Константин. – Находятся люди – помощники и благотворители, которые помогают нам реставрировать кровлю (поначалу с крыши буквально текло, что очень затрудняло службу в храме). Сейчас мы восстанавливаем полностью утраченный купол. Очень многое сделано и по организации храмового убранства. Трудами наших помощников – и местных, и вырицких изготовлены аналой, лавка, панихидный столик. Люди приходят, стараются помочь, внести свою лепту — кто-то дрова пожертвовал, кто-то блоки строительные привез, кто-то цветок из дома на окошко. Нам подарили икону святителя Николая. Одна из наших прихожанок, дочь архиепископа Тихвинского Мелитона, Юлия Михайловна принесла в дар нашей церкви келейный образ владыки – икону Божией Матери Тихвинской. В течение двух недель в нашем храме будет находиться святыня — часть Животворящего креста Господня.

Когда тает лёд

– Я сюда пришел, можно сказать, на готовое – приход здесь уже был образован, – говорит отец Константин. – И конечно, это были люди, к которым я не мог отнестись без уважения, люди, которые своими руками поднимали этот храм и приводили его в божеский вид — пожилые, среднего возраста, совсем молодые. Люди оживляют храм. Кто-то из прихожан говорил: «Как ни приду, здесь всегда чтото новое появляется» — или икона, или аналой, или лавка, или котел, или отопление, или наружные реставрационные работы идут. Жизнь движется, происходит, и меня это очень радует. Радует и то, что люди сами проявляют какую-то инициативу. Так, например, прихожане сами организовались и купили нам холодильник для просфор. Вещь вроде бы незначительная, но на самом деле в хозяйстве прихода очень нужная…

На сегодняшний день храм открыт ежедневно и зимой и летом, с 10 до 18 часов. Службы совершаются достаточно регулярно, по расписанию. На неделе у нас бывает, как минимум, четыре службы. Чем больше в храме совершается богослужений, чем больше он отвечает своему назначению, тем более это для него благотворно… Когда я сюда пришел, во время службы в будние дни здесь совсем никого могло не быть. Как говорил один ныне покойный уже батюшка, «с ангелами служили». Людей становится все больше. Сейчас во время Великого поста у нас бывает до 30–40 человек, летом еще больше — на воскресную службу приходит 50–60 человек.

У меня есть такое мое личное ассоциативное переживание: мне иногда кажется, что здесь за все это время, пока в храме не служили, накопилось много-много льда. И каждая служба, каждый входящий сюда человек, каждая молитва, каждая поставленная здесь свечка — это маленькое-маленькое тепло, от которого этот лед тает. Я верю – вся эта громадная глыба льда должна, в конце концов, растаять, и тогда настанет, наконец, светлое будущее… Адрес церкви Преображения Господня в поселке Сиверский: деревня Старосиверская, ул. Школьная, д. 5Б.