Народный музей войны и его экспонаты
Отдаляются от нас годы войны, уходят из жизни ветераны, всё реже слышен голос живых участников тех событий. Но остаются документы и предметы той эпохи. Многие из них находят себе место в музеях. Один из таких – музей 41-го стрелкового корпуса в дер.Мины Гатчинского района.
Этот корпус остановил фашистов под Лугой в июле 1941 года, когда немцы проходили по 30 км в сутки, и оставалась неделя до взятия Ленинграда. В результате, после двух месяцев боёв, гитлеровцам пришлось отказаться от планов захвата Ленинграда и перейти к осаде города. А 41-й стрелковый корпус под командованием генерал-майора А.Н. Астанина после 47-дневной обороны Лужского рубежа попал в окружение.
Попал в окружение потому, что не отступил без приказа ни на шаг. Прорывался 15-го и 16-го сентября 1941 года в районе деревень Каушта и Мина (теперь Мины).
В июле 2016 года вблизи места прорыва был открыт музей. На стендах предметы, найденные на местах боёв. А за каждым экспонатом таится целая история.
Пулемёт «Максим». Создал американский инженер Х.Максим в 1883 году. Первый вариант пулемёта был похож на небольшую пушку, весил полтораста килограммов, а стрельба из него велась стоя. В 1910 году тульские оружейники П.П. Третьяков и И.А. Пастухов внесли в конструкцию пулемёта более 200 изменений, а полковник А.А. Соколов придумал колёсный станок. Пулемёт приобрёл знакомый нам вид.
Пулемёт «Максим» применялся в течение всей Великой Отечественной войны. Считалось, что позиция пехоты неприступна, если: первое – пулемёт исправен; второе запас патронов есть; третье жив хотя бы один пулемётчик!
Котелки. Котелок, ложка, кружка – непременные атрибуты солдатского снаряжения, с ними солдат не расставался никогда. Но в местах прорыва 41-го стрелкового корпуса из окружения было найдено много брошенных котелков. Причём у многих отверстия и не от пуль или осколков, а от штыка винтовки Мосина, четырёхугольной формы.
Когда солдаты, уставшие от многодневных боёв и ослабевшие от голода, готовились к прорыву – они бросали всё, что не нужно в бою. Оставляли только винтовку и горсть патронов. Бросая котелки, солдаты протыкали их штыками, чтобы фашисты никак не могли ими воспользоваться. Таковы были у наших бойцов ненависть и презрение к врагам.
Бутылка и консервная банка. Керамическая винная бутылка и жестяная банка из-под консервированных сардин (иностранного производства, 1940 г). Найдены на местах бывших боёв.
Наши бойцы три недели в окружении голодали, питались ягодами, грибами и мясом убитых лошадей. Хлеба не было совсем, последние сухари отдавали тяжелораненым. А фашисты в это время лакомились вином и закусывали сардинами.
Фашистский «пропуск» в плен. Фашисты в большом количестве разбрасывали листовки с предложением сдаваться в плен. В них они обещали «постоянное и вполне приспособленное для жилья помещение», «постоянное обильное снабжение продовольствием», «врачебную помощь».
На самом деле, в 1941 году многие лагеря для военнопленных строились так: по периметру ставились столбы, которые обтягивались колючей проволокой, и всё! Круглые сутки пленные находились под открытым небом. И только с началом снегопада строились навесы. Пленные сами рыли себе землянки. От голода, холода и болезней в каждом лагере ежедневно умирали десятки и сотни людей.
«Смертный» медальон. Маленький 5-сантиметровый пенальчик, в который вкладывалась анкета-записка с данными бойца и его родных. Такие медальоны часто находят на местах боёв. Во многих из них записки со временем истлели, а многие вообще оказываются пустыми. Существовало поверье: заполнишь анкету – обязательно убьют. Вот и не заполняли солдаты анкеты. Они не верили в свою смерть, они верили только в близкую победу.
Опознать удаётся только одного из десяти найденных. Остальные навеки стали Неизвестными солдатами.
Радиоприёмник. Первый отечественный радиоприёмник на шести лампах 6ЛН-1. Выпускался Воронежским радиозаводом с 1938 по 1941 г. Соответствовал лучшим зарубежным образцам того времени. С началом войны приёмники изымались у населения, разбирались на радиозаводах, а радиодетали использовались для производства военных радиостанций.
Наши танковые войска к началу войны были плохо радиофицированы. Радиостанциями снабжались только командирские танки, причём антенны (в виде поручней вокруг башни) были заметны издалека, и такие машины уничтожались в первую очередь. Целые подразделения оставались без связи и управления. Но удалось довольно быстро наладить производство военных раций из деталей гражданских приёмников. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы» действовал!
И хотя радиоприёмников 6ЛН1 было выпущено 175 тысяч, сейчас это очень редкий экспонат.
Сухой паёк. Редкий выставочный образец – «Суточный сухой паёк бойца РККА 1941 г.» (продукты, конечно, современные, но пропорции выдержаны точно). Многие слышали про сухой паёк, но что это такое – знают немногие. А это: 600 г ржаных сухарей, 75 г концентрата горохового супа-пюре, 200 г пшённого концентрата, 35 г сахара, 2 г чайной заварки. Полагалось ещё 100 г полукопчёной колбасы, но в 1941 году с этим продуктом было туго, поэтому заменяли селёдкой, брынзой или сушёной рыбой.
Сухой паёк выдавался взамен нормального, горячего котлового питания, если полевая кухня отстала или разбита огнём противника. Много это или мало – любой желающий может попробовать на себе, хотя бы денёк-другой в домашних условиях.
Более сотни экспонатов хранится в музее. Это вещи, найденные на местах боёв, а также подаренные посетителями. Предметы снаряжения наших и немецких солдат, образцы оружия и боеприпасов. Личные вещи бойцов. Женский гребешок и зеркальце, принадлежавшие убитой девушке-красноармейцу. Подлинная гимнастёрка времён войны и боевые награды. Старый патефон и пластинка с речью Сталина 1937 года. Копия блиндажа в натуральную величину. Завершает экспозицию Знамя Победы – точная копия знамени, которое водрузили над поверженным Рейхстагом в мае 1945 года сержанты Михаил Егоров и Мелентий Кантария.
Экскурсии в музее проводятся регулярно. Находится музей в деревне Мины, возле памятника «Журавль». Рядом – воинский мемориал, где покоятся более четырёхсот бойцов и командиров Красной Армии. И каждый год, 22го июня, новые захоронения.
Проезд к музею, памятнику и мемориалу – на маршрутке №123 от ж.-д. станции Вырица. Экскурсии проводятся по вторникам и субботам. Звоните по телефону 8-911-023-32-49. Директор музея Светлана Николаевна Корешкова всегда приветливо встречает посетителей.
Недавно, например, побывали в музее учащиеся 2-го класса Минской начальной школы (классный руководитель Валентина Александровна Власова). Всё понравилось ребятам, но особенно, конечно, оружие. Мальчишек было не оторвать от пулемёта, настолько вошли они в роль бравых бойцов. А противотанковое ружьё схватили и таскали по всему музею, прикидывали на себе, каково было солдатам в 1941 году. Потом по очереди примеряли будёновку и фотографировались на память.
Год 2017 губернатором А. Дрозденко объявлен Годом истории в Ленинградской области. Посетив музей, вы прикоснётесь к истории Великой Отечественной войны, истории нашей страны, нашего народа.