Индийский танец в Гатчине – 30 лет

Индийский танец в Гатчине – 30 лет

Ровно 30 лет назад в Гатчине открылась студия индийского танца, где все желающие могли не только научиться танцевать «прямо как в любимых индийских фильмах», но ещё и с большим интересом для себя и окружающих осваивали искусство классического стиля Катхак.


Это танцевальное направление возникло в раннем средневековье, пришло к нам из Северной Индии и представляет собой синтез двух культур: мусульманского направления Суфи и индуистского понятия Бхакти. Об изяществе и характерных особенностях танца Катхак можно говорить бесконечно. Но вернемся к главной теме нашего рассказа.

Частичку культуры Индии, а именно знакомство с танцевальными традициями дружественной нам страны, принесла в Гатчину Татьяна Станиславовна Яценко. И случилось это в 1988 году, когда после одного из ее ярких выступлений в образе индийской танцовщицы на одном из городских мероприятий, ее пригласили в Гатчинский Дом культуры на должность руководителя кружка индийского танца для детей и подростков. Надо отметить, что столь значимое для Гатчины событие стало возможным благодаря инициативе художественного руководителя Гатчинского ДК Виталия Николаевича Веселова и директора Александры Кирилловны Козловой.

Первая в Ленинградской области профессиональная студия индийского танца под руководством Татьяны Яценко работала в ДК города Гатчины по июнь 1994 года, а называлась она тогда «ЧинтАмани». За время ее существования ученики Татьяны Станиславовны открыли для себя много нового и интересного из истории индийской танцевальной классики, познакомились с фольклорными особенностями разных штатов Индии, вместе с руководителем коллектива принимали активное участие во всех городских, районных и областных мероприятиях, регулярно ездили выступать в Ленинград (Петербург) и Москву. Некоторым, особенно талантливым воспитанникам этой студии, довелось выступать вместе с Татьяной Яценко в Минске, Петрозаводске, Париже, Орлеане, Берлине. Их с удовольствием приглашали выступать на очень важных мероприятиях, посвященных индийским праздникам. Например, в музей-усадьбу Н.К. Рериха (Извара), в музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), на собрания землячеств, которые организовывали студенты из Индии, Шри-Ланки, Непала, Пакистана, Бангладеш, Дом дружбы народов…

Когда 25 лет назад в Санкт-Петербурге открылось Генеральное консульство Индии, Татьяну Яценко, благодаря ее активному участию вместе со своими учениками в концертных программах фестивалей «Холи» и «Дивали», заметил глава дипломатической миссии, генконсул Индии в Санкт-Петербурге господин Раджагопалан. Уже летом 1994 года он торжественно вручил ей официальное приглашение от Индийского правительства на государственную стипендию - возможность пройти курс обучения в национальном институте классического танца Катхак Кендра (г. Дели) у великих мастеров, прославленных танцоров, маэстро стиля Катхак, каковыми являются Падма Вибхушан Пандит Бирджу Махарадж и Прадхьяпак Сахачари Мунналал Шукла.

Кроме танца в период обучения в Катхак Кендре Татьяна заинтересовалась еще и искусством вокала Хиндустани. Это стиль классического пения распространен в Северной Индии. Он является неотъемлемой частью традиционного исполнения Катхак композиций, как во время урока, так и на сцене.

После прохождения певческой практики Татьяне Яценко удалось поступить в институт классической музыки и танца Гандхарва Махавидьялайя в г. Дели, где она с июля 1999 года по июнь 2005 года с успехом обучалась на курсе Хиндустани Вокал Мьюзик (направление «Кирана гхарана») у таких педагогов, как Маникунтала Бхоумик, Судипта Сен, Шарада Прасанна Ачарья, Пандит Мадхуп Мудгал.

После окончания танцевального и музыкального институтов Т.С. Яценко вернулась в свою родную Гатчину, и с сентября 2005 года снова стала преподавать в Центре творчества юных индийский танец. Свою студию она назвала «Сарасвати» в честь индийской Богини – покровительницы всех видов наук и искусств, дарующей людям мудрость, разум, красноречие, таланты к музыкальным инструментам, великую нравственную силу и тягу к познаниям.

С тех самых пор и по настоящее время Татьяна Станиславовна неустанно трудится в Центре творчества юных, взращивая все новые поколения юных талантов. На уроках студии «Сарасвати» дети самого разного возраста изучают несколько видов индийского танца: классические стили Катхак (Северная Индия) и Бхаратнатьям (Южная Индия); фольклорные танцы разных штатов Индии; эстрадный стиль танца (из индийского кино - Болливуд); стилизацию (фьюжн, взаимодействие нескольких видов индийского танца или и других современных танцевальных направлений).

Во время занятий студийцы учатся не только правильно танцевать, но и распознавать по ритму и звучащей музыке принадлежность ее к тому или иному индийскому танцевальному направлению. Учатся понимать то, о чем поется в песнях, на которых, по многовековой культурной традиции, строятся танцевальные композиции. По рисунку вышивки на тканях ин-дийских костюмов дети учатся узнавать, к какому именно региону Индии относится данный вид костюма. Знакомятся с традиционными украшениями, необходимыми в качестве аксессуаров для создания нужного образа в танце.

За все время существования студии индийского танца в Гатчине, руководитель ее ни разу не прибегла к помощи городского бюджета. На протяжении всех лет Татьяна Станиславовна сама лично шила все необходимые сценические костюмы для выступлений согласно индийским культурным традициям для каждого вида танца, для всех учеников, участвующих в ее концертных постановках. И не только для своей студии, но и для бывшего общего танцевального проекта «Сарасвати» + «Фанаты Фанка», который был создан специально к 20 -летию ЦТЮ и просуществовал ровно пять лет.

Всем мальчикам и юношам из студии брейк-данса «Фанаты Фанка», занятым в совместных хореографических постановках, для придания соответствующего композиции правильного образа были предоставлены абсолютно новые, красиво вышитые яркие костюмы. Причем, в каждой из пяти совместных постановок, которые обе эти студии успешно исполняли прак-тически во всех праздничных концертах ЦТЮ, есть свои характерные особенности стиля, поэтому и костюмы в них менялись в зависимости от того, какой из регионов Индии был показан в танце.

За 33 годы преподавательской деятельности Татьяна Станиславовна Яценко воспитала уже несколько десятков талантливых и самобытных танцоров. Некоторые из её учеников тоже стали хорошими наставниками и открыли собственные студии и кружки, связанные с индийской культурой, вообще, и с классическим танцем, в частности.

Что касается периода, когда она проходила стажировку в Индии, то даже там, в свободное от института время, она преподавала индийский танец российским школьникам в клубе при посольстве РФ. И выступления ее учеников также пользовались неизменным успехом на праздничных мероприятиях, где в качестве зрителей бывали наши дипломаты и представители посольств других разных стран. А это, надо сказать, очень взыскательная публика…

Пик успеха и творческого расцвета студии «Сарасвати» под руководством Татьяны Яценко пришелся на 2005 – 2013 годы, когда почти все ученицы очень слаженно и регулярно принимали участие во Всероссийских и международных конкурсах исполнителей индийского танца, и постоянно привозили дипломы лауреатов, грамоты и всяческие призы, показывая композиции своего хореографа и руководителя Т.С. Яценко.

Студийцы и сейчас с радостью откликаются на просьбу выступить на разных площадках и в самой Гатчине, и на районных и областных мероприятиях. Кроме того, студию «Сарасвати» часто приглашает генеральное консульство Индии в Санкт-Петербурге и посольство Индии в Москве поучаствовать в концертных программах, организованных в честь значимых национальных праздников.

 Татьяна Станиславовна хорошо знает хинди и английский языки, сама прошла все ступени освоения искусства индийского танца - от студентки до опытного и уважаемого педагога, и помимо всего прочего является несомненным авторитетом в области изучения стиля Катхак. За последние 30 лет своей творческой деятельности она лично от своего имени через Индийский совет по культурным связям (г. Нью-Дели) рекомендовала уже более 40 своих учеников на обучение (государственную стипендию) в индийские институты и академии классической музыки и танца. Так что для тех, кто серьезно относится к искусству, нет ничего невозможного. Как говорится: «Дорогу осилит идущий».

Остается только поздравить гатчинцев с тем, что у них есть прекрасная возможность познакомиться поближе с индийской танцевальной и музыкальной культурой!

Преданные поклонники