Галина Павлова: с химией и песней по жизни

Галина Георгиевна Павлова – одна из ведущих гатчинских учителей химии, много лет возглавлявшая методическое объединение учителей химии города, награждена знаком Министерства народного образования РСФСР «Отличник народного просвещения» (1990), «Ветеран труда» (2000). Её педагогический стаж - 36 лет.

Рубрики:  Образование

Чирчик – город хлебный

Родилась Галина в Ташкентской области, в городе Чирчик, куда её отца, Георгия Глебовича Сидоренко (1927 - 1975), эвакуировали с заводом из украинского города Сумы во время Великой Отечественной войны. Мама, Варвара Яковлевна Сидоренко (1929 - 2015), родом из Воронежской области. Приехав в Чирчик, в гости к своей тётке, она и познакомилась там с Георгием Павловым.

В Чирчике проживало смешанное население: узбеки, высланные крымские татары, греки, евреи, но и русских немало. В классе, где училась Галя, был всего один ученик-узбек. В школе, наряду с русским, учащиеся изучали и узбекский язык, который входил в обязательную программу средней школы. Узбекистан во времена СССР – это, в первую очередь, хлопок. Школьников посылали убирать урожай хлопка на месяц, иногда и на два. От предприятий выделяли работников, которые также работали на уборке хлопка.

Учиться ей нравилось, и учеба давалась легко. В 1969 году она окончила среднюю школу с золотой медалью. В школе Галя увлекалась и английским языком, и химией, потому что учителя-профессионалы заразили её своим отношением к этим предметам. Добрым словом и с большой благодарностью она вспоминает сегодня своих наставников, которые определили путь в ее будущую профессию уже в средней школе: Ленину Ивановну Ахенбаум, учителя химии, и учителя английского языка Лилиану Константиновну.

В 9-м классе ей удалось поехать на экскурсию в Ленинград, организованную заводом, на котором работал отец. И тогда Галя поняла, что будет учиться после школы только в Ленинграде, так её впечатлил город на Неве.

 

Время накопления капитала

В 1969 году, после окончания школы, она с мамой приехала в Ленинград поступать в Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена. Там и выбрала подходящую для себя специальность, в которой соединялись её интересы – преподавание химии на английском языке. Как «золотая медалистка», она должна была сдать только два экзамена – химию и английский. Получив «пятёрки» и будучи уже зачисленной в институт, она, пока другие абитуриенты сдавали остальные экзамены, половину августа беззаботно расхаживала по городу и наслаждалась открывшейся перед ней новой жизнью. Ей льстило, что поступила она своим трудом, без всяких репетиторов и дополнительных занятий, а внутри согревала благодарность своим школьным учителям, которые так основательно подготовили её для поступления в вуз.

Пять лет обучения в педагогическом институте, в 1969-1974 гг., запомнились навсегда. Их студенческая группа была совсем небольшая, девять человек: восемь девушек и один юноша, Сергей Шилов из Макеевки, которого девчонки ежегодно избирали старостой группы. На четвертом курсе они отправились по студенческому обмену в город Потсдам, в тогдашнюю Германскую Демократическую Республику. Это был первый опыт зарубежной поездки. Дворец Сан-Суси в окружении регулярных парков до сих пор перед глазами.

В Ленинграде Галина жила в общежитии вместе с пятью девочками из их группы, в студенческом городке на Московском проспекте. Его недавно построили для студентов всех ленинградских вузов, и жить там было комфортно и весело.

«Быт наш был хорошо организован. В течение учебного дня мы питались в институтской столовой, которая имела статус «столовая-школа», потому что на её основе проходили обучение учащиеся кулинарных училищ и техникумов пищевой промышленности. Они обеспечивали богатый выбор блюд и хорошее качество приготавливаемой пищи. Никто из нас никогда на столовую не жаловался, просто повода для этого не было. Вечерами мы ужинали в общежитии. Там можно было готовить самим или пользоваться столовой», - вспоминает Галина Георгиевна.

Досугом студентов занимался Студенческий совет: его активисты организовывали вечера отдыха, встречи с интересными людьми, концерты, дискотеки. Жизнь протекала бурно и разнообразно.

«Преподаватель английского в нашей группе, Цецилия Исааковна, однажды сказала нам: «Вы должны использовать каждый день, чтобы обогатить себя всеми ценностями, которые есть здесь, в Ленинграде». Мы и обогащались: стипендию тратили на билеты в театр и кино, на музеи, на дальние поездки-экскурсии. За студенческое время побывали в Риге, Таллине, Кишиневе. Ведь тогда границ между союзными республиками не было. Всё это обогащало и развивало личность будущих учителей.

 

Найти свою школу

В 1974 году Галина успешно сдала государственные экзамены и получила «красный диплом». Её распределили в гатчинскую вечернюю школу, но места там не оказалось. Вакансия же объявилась в СГПТУ-33. Молодого специалиста принимали на работу директор училища Пётр Алексеевич Зива и завуч Антонина Васильевна Фёдорова. Четыре года накопления опыта и формирования профессионального мастерства связаны в ее биографии с этим учебным заведением города Гатчины.

В 1978 году Галина Георгиевна перешла на работу в химическую лабораторию НИИ «Электронстандарт», располагавшегося в то время в Гатчинском дворце. Направлениями её работы в институте являлись защита изделий электротехники от коррозии и функциональные обязанности переводчика научно-технической литературы на иностранных языках по исследуемой тематике. В 1986 году институт переехал в Ленинград на площадь Победы. Начались сокращения сотрудников. В это время она была уже замужем за Ильей Александровичем Павловым, и молодые получили квартиру в микрорайоне «Аэродром». Недолго думая, Галина Георгиевна приняла предложение поступить на работу учителем химии в только что открытую в этом микрорайоне Гатчины среднюю школу №2 и проработала в ней 32 года.

Вновь сформированный педагогический коллектив школы начинал в новом школьном здании «с нуля»: надо было обустраивать школу и учебный кабинет химии, в частности. Большую методическую помощь в работе ей оказывали методист Ленинградского областного института усовершенствования учителей Алла Геннадиевна Введенская, руководитель городского объединения учителей химии Тамара Зотиковна Орешина. Команда учителей в новой школе складывалась дружная, атмосфера - деловая, но, в то же время, и доброжелательная, благодаря руководству директора школы Виктора Васильевича Ломакина, который умел найти подход к каждому учителю, раскрыть его потенциал и вовремя прийти на помощь.

«За время многолетней работы в школе у нас никогда не было никаких конфликтов, мы умели находить удовлетворяющее все стороны решение возникающих проблем и по-деловому решать рабочие вопросы», - говорит Галина Георгиевна.

Десять лет она руководила городским методическим объединением учителей химии. Его участники стали не только коллегами, но и добрыми друзьями за эти годы совместной работы: Неля Константиновна Сташевская (школа №1), Мария Евгеньевна Ващенко, Ирина Николаевна Костромина, Лариса Валентиновна Лукша (школа №2), Елена Вячеславовна Ильина, Лариса Тадеушевна Ткаченко (лицей №3), Валентина Александровна Осипова, Валентина Михайловна  Жаркая (школа №4), Виктория Кирилловна Васильева (школа №7), Наталья Алексеевна Светлова (школа №8), Римма Николаевна Мотуз, Любовь Александровна Халтурина, Елена Анатольевна Семенова (школа №9), Татьяна Николаевна Кузьмина (школа №10). 

В 1992 году в микрорайоне «Аэродром» было построено еще одно здание школы, куда перешли учиться учащиеся 6-11 классов. И снова надо было заново оснащать учебные кабинеты и обустраивать своё школьное бытие. Кабинет химии Г.Г. Павловой по современной учебно-методической базе был одним из лучших в городе, что позволяло учителю реализовывать весь комплекс практических и лабораторных работ, предусмотренных государственной программой.

В 90-е годы началось сотрудничество гатчинских школ с провинцией Нурланд в Норвегии. По приглашению норвежцев первый русский десант в сто человек, куда вошли представители всех гатчинских школ, включая музыкальную, высадился там в 1991 году. В этом беспрецедентном по масштабу мероприятии, организованном существовавшим в то время в Гатчине обществом дружбы «От сердца к сердцу», принимали участие и ученики средней школы №2 под руководством Галины Георгиевны, которые наладили дружеские связи с коммуной острова Дённа. Свыше десяти лет продолжалось это международное сотрудничество, ядром которого стала учительница химии, свободно владеющая английским и нашедшая и в этом проекте достойное применение своим лингвистическим знаниям.

Норвежцы оказались совсем не суровыми викингами, а вполне дружелюбными и коммуникабельными. Они неоднократно привозили в Гатчину гуманитарную помощь нуждающимся семьям, поддерживая инвалидов и малоимущих, приглашали наших школьников и их родителей к себе в гости. Старейшина коммуны Дённа Юн Остад, его жена Лив, житель острова Райко Савич стали добрыми друзьями Г.Н. Тениной, Т.С. Апанасевич, В.Н. Федотовой, Г.Н. Михеевой. Незабываемые гатчинские вечера до сих пор сохраняются запечатлёнными на сотнях фотографий в семейных альбомах наших норвежских партнёров. А суровые пейзажи северной страны и открытые лица норвежцев стали родными и незабываемыми во многих гатчинских семьях. Это ли не результат подлинной народной дипломатии!? Может, современным политикам стоит вспомнить опыт наведения мостов между народами в 90-е годы?

 

На кого оставим?

Галину Георгиевну, учителя, которая 36 лет проработала в образовательных учреждениях нашего города, очень беспокоят вопросы состояния сегодняшней российской образовательной системы и становления поколения, которому в скором времени предстоит взять на себя ответственность за судьбу собственной страны.

«Сегодня в школу приводят детей родители, которые выросли в трудные переломные 90-е годы, - размышляет Галина Георгиевна. – Они не смогли передать своим детям ценности образования как части общей культуры человека, престижа высшего образования и образования вообще. Они считают, что и без образования человек может стать успешным, добиться в этой жизни богатства, а деньги обеспечат им статусное положение в обществе. Жаль, что своим поведением и подобными взглядами они не способствуют мотивации детей к получению образования, к активной жизненной позиции, облекая их на судьбу примитивных «юзеров».

Большой проблемой современного образования, считает Галина Георгиевна, является и то, как теперь дети относятся к выполнению домашних заданий, к самостоятельному решению задач, которые являются основой овладения учебным материалом, без которой невозможно осуществление современной проектной творческой деятельности. Используя «решебники», помощь электронных средств обучения, учащиеся не в состоянии прийти к самостоятельному решению без привычных подсказок. А ведь для того, чтобы что-то освоить, надо многократно пройти путь самостоятельного решения проблемы, уметь выбирать адекватные способы умственных действий. Навыки формируются только в упорной, неустанной работе, которую современные школьники выполнять не желают, это им, видите ли, неинтересно. Отсюда – и безответственное отношение к делу, ведь ответственность формируется в деятельности, а не в развлекательных мероприятиях. Это важно понять и родителям, и ученикам, потому как будущее нашей страны зависит от того, станет ли она производителем современных технологий или просто их покупателем, потребителем, зависимым от ведущих, технологически развитых стран.

 

Вместе весело шагать…

Сегодня Г.Г. Павлова на заслуженном отдыхе, однако каждую неделю она направляется в свою родную школу – на репетицию. Семь лет Галина Георгиевна - участник школьного учительского хора «Элегия», которым руководит Галина Викторовна Журавлёва. Учительский хор ежегодно участвует в песенном фестивале Гатчинского муниципального района, с успехом выступает на сцене во время торжественных мероприятий районного комитета образования. С энтузиазмом в общую песню включаются и учащиеся 5-11-х классов, которые вместе со своими наставниками исполняют любимые песни на три голоса.

«Долго будет Карелия снится…» Действительно, долго, потому как и совместная поездка в Рускеалу так скоро не забудется. Быть вместе с коллегами, общаться в непринуждённой обстановке, наслаждаться многоголосием в совместном выступлении, когда раскрывается душа и поёт всё ещё звонкий голос – нельзя же отказывать себе в таком удовольствии!

 

И.Б. Смирнов, к.п.н., заслуженный учитель РФ