За лишение жизни – лишение свободы и прав

Госавтоинспекция борется за сохранение детских жизней – за снижение аварийности с участием несовершеннолетних, за безопасность юных пассажиров и пешеходов. Тем временем нетрезвые водители, нимало не заботясь о соблюдении правил, сбивают людей насмерть. И в числе погибших оказываются дети. За это предусмотрена уголовная ответственность: виновник ДТП получает реальный срок. Насколько наказание соразмерно преступлению?

Рубрики:  Правопорядок

В ноябре завершилась очередная операция ГИБДД «Внимание: дети!». Представители Госавтоинспекции и комиссии по делам несовершеннолетних проводили беседы со школьниками – о безопасном поведении на дорогах. Беспокоиться есть о чем: в прошлом году на дорогах Гатчины и района погибло пятеро детей. Кто-то по собственной неосторожности. А трехгодовалую девочку, ее маму и брата сбил на обочине пьяный водитель. Авария произошла в ясный летний день, в светлое время суток, при естественном освещении, неограниченной видимости и сухом асфальтовом покрытии.

 Девочка погибла на месте, мать с сыном госпитализировали. Водителя задержали, провели освидетельствование, возбудили уголовное дело, и по окончании расследования он предстал перед судом.

Трагедия случилась в августе прошлого года, в Выре. Молодая женщина с десятилетним сыном и трехгодовалой дочкой возвращалась домой с речки. Они шли по обочине вдоль проезжей части – в попутном направлении с движущимся транспортом. Мать держала девочку за руку, сын шел следом. Вдруг сзади послышался шум приближающегося по обочине автомобиля, удар – и женщина потеряла сознание. Очнулась она рядом с дочкой, сын лежал в стороне. Собравшиеся люди сообщили, что на нее и на детей наехала машина. Автомобиль марки Chevrolet Klan с характерным следом на лобовом стекле и водитель, сбивший их, были тут же. Прибыла «скорая». Врачи констатировали смерть девочки, а мать с сыном забрали в больницу.

Мужчина, ехавший следом за Chevrolet Klan, видел, как иномарка на изгибе дороги не вписалась в поворот, зацепила обочину и сбила идущих по ней пешеходов – женщину с детьми. Свидетель сразу остановился, вызвал «скорую» и полицию. По мнению всех очевидцев, водитель шевроле был откровенно пьян. Кроме того, этот поворот на дороге хорошо просматривается и обозначен соответствующим дорожным знаком – в трезвом состоянии не заметить его и не справиться с управлением маловероятно.

Виновник аварии – 34-летний житель Петербурга Максим Г. – в тот день отдыхал у приятеля на даче в Выре. Из его показаний следует, что приехал он туда на машине своей матери – на Chevrolet Klan. Выпивать начали с вечера. Утром продолжили – пили пиво и водку, потом отправились на озеро, недалеко от Выры. Ближе к вечеру решили возвращаться. Будучи по-прежнему пьян, он сел за руль и двинулся в сторону трассы Петербург – Псков. В Выре, проезжая закругление проезжей части влево, в силу опьянения, он не справился с управлением и выехал на правую обочину, где сбил пешеходов, которых до этого момента не видел. Заметил, что женщина ударилась о лобовое стекло. Когда остановился, вышел из машины, увидел, что пострадавших трое: женщина и двое детей.

Приятель его всю дорогу проспал на переднем пассажирском сиденье. По собственному признанию, события того дня он помнил плохо. Когда проснулся, машина стояла на обочине, сзади – автомобиль ГАИ. Молодой человек выбрался из салона, увидел следы удара на передней части шевроле и пешком отправился назад, домой. На следующий день он узнал, что Максим сбил пешеходов, двое из которых были дети, и маленькая девочка погибла.

Сотрудники ГИБДД отстранили Максима Г. от управления транспортным средством и направили его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, признаки которого были налицо: запах алкоголя изо рта, покраснение кожных покровов лица, нарушение речи. Актом медицинского освидетельствования у гражданина Г. состояние опьянения было установлено. А согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы, в момент управления транспортным средством при ДТП гражданин Г. находился в состоянии алкогольного опьянения сильной степени и не мог реально оценивать дорожную ситуацию и своевременно реагировать на ее изменения.

Видеорегистратор из салона Chevrolet Klan записал и события, предшествующие моменту ДТП, и сам момент наезда на пешеходов. На записи видно, как шевроле отъезжает от водоема: Максим Г. за рулем, приятель – на переднем пассажирском сиденье. Машина выезжает на шоссе Кемполово – Выра – Тосно – Шапки и начинает вилять по проезжей части: выезжает то на правую обочину, то на встречную полосу. Видно, как шевроле въезжает в Выру, на записи просматривается дорожный знак, ограничивающий максимальную скорость движения до 40 км/ч. Потом машина, проезжая закругление дороги влево, выезжает за пределы проезжей части на правую обочину, по которой в попутном направлении идут три пешехода: женщина и двое детей. Машина наезжает на людей – их забрасывает на капот и ударяет о лобовое стекло, которое разбивается…

Инспекторы ГИБДД зафиксировали механические повреждения передней части автомобиля: капот, бампер, решетка радиатора, лобовое стекло. Зафиксировали место наезда на пешеходов на правой обочине и наличие там пятна бурого цвета…

Гражданин Г. пробыл под стражей сутки, после чего был помещен под домашний арест – вплоть до суда. Ему предъявили обвинение по части 4 статьи 264 УК РФ: нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека и причинение тяжкого вреда здоровью человека. Своими действиями подсудимый нарушил требования сразу шести пунктов Правил дорожного движения РФ и дорожного знака 3.24 – «Ограничение максимальной скорости». Все нарушения находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями.

Последствия оказались фатальными. В результате наезда трехгодовалая девочка получила несовместимую с жизнью сочетанную травму головы и шеи, груди и живота, конечностей, с разрывом межпозвонкового диска в шейном отделе, кровоизлияниями и т.д. – перечень повреждений, полученных ребенком, занимает целую страницу. Ее 34-летняя мать чудом не погибла – ее травмы квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью и являются опасными для жизни.

В судебном заседании гражданин Г. вину в совершении преступления признал полностью, подтвердив свои показания, данные на стадии предварительного расследования.

…Максим Г. проживает в Петербурге и работает сантехником-электриком. Он холостой и бездетный. Ранее не судим. При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории неосторожных преступлений средней тяжести (!). На момент совершения преступления подсудимый имел одно зафиксированное нарушение Правил дорожного движения.

В качестве смягчающих обстоятельств суд признал активное способствование расследованию преступления и добровольное возмещение имущественного ущерба. Подсудимый открыл в банке счет на имя матери погибшей девочки и внес на него денежные средства, раскаялся. Однако с учетом обстоятельств, характера, тяжести совершенного преступления, руководствуясь принципами разумности, справедливости и соразмерности наказания содеянному, суд счел необходимым назначить гражданину Г. наказание, связанное с лишением свободы, а также применить к нему дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством в пределах максимальной санкции, предусмотренной за данное преступление.

Меру пресечения изменили: вместо домашнего ареста подсудимого заключили под стражу прямо в зале суда – до вступления приговора в законную силу. Автомобиль Chevrolet Klan вернули владелице.

Гатчинский городской суд признал Максима Г. виновным и отправил его на три года и два месяца в колонию-поселение. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в срок лишения свободы осужденному зачли: сутки содержания его под стражей – в счет двух дней отбывания в колонии-поселении и два дня нахождения под домашним арестом – за один день лишения свободы, а под домашним арестом гражданин Г. провел полгода. Водительских прав он лишился тоже на три года, но вряд ли они ему понадобятся в колонии-поселении, а к моменту выхода на свободу срок лишения как раз закончится.

К месту отбывания наказания осужденный проследовал под конвоем.

Екатерина Дзюба

По информации ст. помощника прокурора Н.Ю. Икоевой