Не точка на карте

Продолжаем цикл бесед с профессором кафедры региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета Н.М. Межевичем.

- Николай Маратович, к нам часто обращаются читатели с просьбой побольше рассказать о нашем регионе – Ленинградской области. Читатели интересуются историей, географией, экономикой и, конечно, политикой. Я знаю, вы давно занимаетесь краеведением. У вас есть работы о Ленинградской области, поэтому мой первый вопрос: как выглядит Ленинградская область на карте России и карте мира?

— Отвечая на этот вопрос, надо назвать цифру: Ленинградская область – это 83 тысячи кв.км. Много это или мало? Сразу можно посмотреть на соседей. Новгородская и Псковская области примерно такие же. А можно взглянуть через границу и сравнивать область с Эстонией или Латвией. Мы видим, что Ленинградская область примерно равна Эстонии и Латвии вместе взятым. Так что для России мы – маленькие, для Европы – как минимум, средние!

О населении. 1 775 540 человек, на пятьдесят тысяч человек больше, чем в 2012 году, на сто тысяч больше, чем в 1991 году. На бескрайнем Дальнем Востоке проживает в 3,5 раза больше россиян, но он в 65 раз больше. Впрочем, сравнивать нас лучше с соседями. Население Ленинградской области – это почти три Псковских области или Новгородских. Это Латвия, или существенно больше Эстонии.

- С географией все стало ясно, но как с историей? Можно ли говорить о роли нашей области в истории России?

— А почему нет? В рамках любого крупного государства существуют земли или области, политическое, экономическое значение которых существенно выше, чем остальных регионов. Для Франции – Эльзас и Лотарингия, для Германии – Бавария на юге и Гамбург с Бременом на севере. Для Финляндии это, как ни странно, Карелия, этническая колыбель финнов. В общем, история страны – это и история ее регионов.

Ленинградская область – это сугубо историческая часть нашей страны. В VIII – IX веке началось освоение этой земли. Ильменские словене и кривичи начали постепенно заселять южный берег Ладожского озера, побережье Финского залива. Это не означает, что территория не была заселена до этого. Здесь проживали угро-финские племена. Ладога (сегодня Старая Ладога) возникла в 862 году. Вот тогда мы пришли на эти берега, до Санкт-Петербурга оставалось всего чуть-чуть – 850 лет…

Через Ладогу проходил торговый путь «из варяг в греки», здесь был расположен крупный центр меновой торговли с немецкими и шведскими купцами. Вплоть до победы России в Северной войне Ладога была порубежной Российской крепостью. Иногда граница проходила в 30 км от города. И не случайно Борис Годунов подарил городу колокол с надписью «Ладоге – оплоту государства моего». Сегодня оплот государства – это блистательный Санкт-Петербург, но без Ладоги, Копорья, Ивангорода, крепости Ям (сегодня Кингисепп) его бы просто не могло возникнуть.

Да, географическое положение – не нефть, не газ, именно «место» – наше богатство. Наша область всегда была на рубеже. Почти все города, возникшие до XVII века, являлись одновременно крепостями и торговыми центрами. Так возникла крепость Орехов, упоминаемая в летописях с 1323 года. Она
расположена
на острове,
находящемся
в истоках Невы.
Аналогично
происхождение Тиверского городка на реке Вуоксе; крепости Ям, впоследствии Ямбург, а затем Кингисепп (1384 год), расположенной на восточном берегу реки Луги; крепости Копорье (1280 год). С 1383 года упоминается в летописях Пречистенский Тихвинский погост, впоследствии город Тихвин.

- А когда начался быстрый экономический рост?

— С 1721 года Санкт-Петербургская губерния стала внутренней территорией. Крепости утрачивают свое значение. Замирает жизнь в Копорье и Ладоге. Но Ямбург начал развиваться как город на магистральном пути, соединяющем Санкт-Петербург и Ревель; Тихвин получил второе рождение благодаря строительству и эксплуатации Тихвинской водной системы, соединяющей бассейны Невы и Волги. Лодейное Поле стало центром судостроения. Еще при Петре I началось строительство ряда искусственных водных путей, призванных обеспечить надежную связь с районами центральной России и создать условия для превращения Санкт-Петербурга в крупный торговый порт. Помимо Тихвинской водной системы была создана Вышневолоцкая и построен обводной канал вдоль южного берега Ладоги. В месте пересечения канала и р. Волхов возник город Новая Ладога.

В 1721 году, началось строительство Сестрорецкого оружейного завода, в 1723 году – Ижорского завода. Это сейчас – Санкт-Петербург, но в 1723 году Санкт-Петербург заканчивался на Фонтанке!

Большинство промышленных предприятий, созданных в XVIII веке, были ориентированы на обслуживание столицы Российской империи. В результате освоение территории шло очень неравномерно: вдоль транспортных путей и вокруг Санкт-Петербурга на расстоянии 30 – 40 км. Получалось как в поговорке: «В одном месте – густо, в другом – пусто». Указом от 12 января 1759 года, принятым во время царствования Елизаветы Петровны и подтвержденным Екатериной II 23 октября 1762 года, воспрещалось «в ближних к Санкт-Петербургу местах учреждать вновь фабрики и заводы».

Особая история – это развитие транспорта. Так получилось, что все руководители страны – от Петра Великого до президента Путина – много внимания уделяли развитию транспортных путей. Нынешние Волго-Балт и Беломорканал – это как ордена на знамени Ленинградской области, но и до них были Вышневолоцкая и Тихвинская водные системы… Важно отметить: наша область – как минимум, «два окна в Европу» – действующее через Финляндию и полузаколоченное нашими соседями эстонцами. Но это еще «окно» в Швецию и Иран, Туркмению и Германию.

- Хорошо. Славная история, достаточная территория и население. Но, что на выходе, как говорят экономисты?

— В одном интервью много об экономике не скажешь, но все-таки попробую. Начнем с сухой статистики. Буквально одна цифра. В феврале 2015 года средняя заработная плата в Новгородской области – 24268 рублей, в Псковской области – 20061 рубль, а у нас в Ленинградской области – 33098 рублей. Это большое достижение, ведь цены у нас одинаковые. Покупаете ли вы воду или микроволновку – цена в Пскове такая же, а вот зарплата – другая, меньшая. Конечно, у нас рядом Санкт-Петербург, и там можно и не такие деньги потратить…

- Кстати, о Санкт-Петербурге. А как там со средней заработной платой?

— Да, она выше. Показатель – 40549 руб. Но в Санкт-Петербурге другая структура расходов. В родной университет я еду на общественном транспорте. «Туда и обратно» – это 108 рублей минимум. В Гатчине или Выборге мне бы хватило этих денег на несколько дней. Но главное даже не в этом – коммунальные платежи в городе выше.

Так что уникально высокой средней зарплаты у нас нет, в России – это 32805 рублей. Да, в Ямало-Ненецком округе она составляет 71151 руб., но вы готовы туда переехать? Нет? Я тоже не готов. Уровень жизни – это, конечно, здорово, но качество жизни еще здоровее – в прямом смысле этого слова. Вот по соотношению уровня жизни и качества жизни Ленинградская область действительно выглядит очень хорошо. Это и проверить легко, область растет, она привлекательна не только для инвестиций, но и для людей.

- Еще один вопрос. У нас внутри Ленинградской области есть не просто огромный город, но субъект федерации – Санкт-Петербург. Это уникальный случай?

— Я бы так не сказал, случай редкий, но совсем не уникальный. Берлин имеет права федеральной земли, но находится внутри земли Бранденбург. Округ Колумбия, т.е. столица США Вашингтон, граничит со штатом Виргиния на юго-западе и штатом Мэриленд со всех других сторон. Москва находится внутри Московской области, Севастополь – внутри Крыма.

Вопрос в другом: такое положение требует особо четкой работы и города, и области. В летний сезон численность населения в Ленинградской области не как в Латвии, а, скорее, как в Финляндии. Вот такая ситуация почти уникальна, ее нет даже в Московской области.

Другой важный вопрос – о взаимодействии двух регионов, он особо актуален в летний сезон. И.о. губернатора Александр Дрозденко неоднократно рассказывал о том, как идут переговоры с Санкт-Петербургом. Много сделано, но еще больше предстоит сделать.

Мне очень понравилось выражение нашего губернатора: «Петербург – пылесос продовольственных товаров». Действительно, уникальность положения области в том, что рынок находится внутри нее. Картофель не из Египта, а из Волосово, огурцы не из Израиля, а из тепличного хозяйства «Выборжец», свинина не из Уругвая, а из Лужского района. Так было, к этому и надо возвращаться.

- Вопрос о перспективах развития, последний на сегодня.

— У Ленинградской области огромный потенциал, уникальное положение, сложился за последние три года определенный стиль управленческой работы. Конечно же, мы обязаны учитывать неблагоприятные факторы мировой экономической конъюнктуры и сложности в российской экономике. Потенциал эффективности управления может дать больше, чем нефть или газ. В последние три года сделано много. Важно сохранить преемственность и темп.