Тернистый путь к инсулину

В социальной сети на страничке «Гатчинской правды» недавно развернулся интересный диалог. Началось все с порицания власти…

Наш читатель Алексей Зверев написал нам: «Чтобы взять талон к врачу, надо занять очередь в регистратуру в пять утра, и это еще не факт, что талон тебе достанется».

На нашу просьбу уточнить, к какому именно врачу необходимо занимать очередь с первыми петухами, к разговору подключилась уже другая читательница газеты. Галина Кондрашова подробно расписала свой путь получения льготных лекарств, который она проделывает ежемесячно в поликлинике Гатчинской клинической межрайонной больницы. Кстати, Галина Кондрашова зря обвинила нас в том, что мы «не ходим по врачам и не знаем, как все устроено». Мы тоже иногда болеем и вынуждены посещать докторов и оформлять больничные листы.

Итак, Галина Кондрашова пишет:

«Шаг 1. Беру номерок к терапевту через Интернет (только по четвергам с утра выбрасывают на всю неделю). К эндокринологу талон через Интернет получить нельзя, только через регистратуру. Очередь, если не с пяти, то с шести утра точно.

Шаг 2. Отпрашиваюсь с работы и иду на прием к врачу по талончику. Сразу предвижу ваши возражения: мол, можно и на вечер записаться. Чаще всего нельзя, поэтому беру, что есть, не раздумывая. Иначе не будет ничего. К тому же девушка в регистратуре работает до 16.00, а она тоже должна поучаствовать в выписке бумажек. Стою в очереди к терапевту. Если обошлось минут за 40-45, значит, повезло. Чаще всего – не меньше часа. Наконец, в кабинете врач заполняет необходимые бумаги и отправляет в регистратуру выписывать рецепты. Вот тут и наступает «звездный час» девушки из регистратуры. Нет девушки не будет рецептов! Потом надо вернуться снова к терапевту.

Шаг 3. Подписать рецепт у заведующей отделением. Здесь живая очередь для всех: и для тех, кто продлевает больничный лист, и для тех, кто только бумажки подписать. Повезло, если в коридор вышла медсестра и забрала бумажки. Значит, выдаст уже подписанные минут через 15-25. Причем, по закону подлости, если время на прием к терапевту назначено до обеда, то заведующая отделением будет принимать после, и наоборот. Раньше зав. отделением принимала почти весь день, сейчас только половину рабочего дня. Значит, приходится идти подписывать бумажки на следующий день. А значит, снова придется отпрашиваться с работы.

Шаг 4. Все подписав у зав. отделением, надо снова вернуться к участковому врачу, он тоже должен там что-то пометить. И хорошо, если хотя бы во второй день время приема врача и зав.отделением совпадает! Иначе, как в известном фильме, приходите завтра. Наконец всё подписано.

Шаг 5. Телефон. Чтоб не бегать по всей Гатчине, обзваниваю аптечные пункты выдачи льготных лекарств. В августе больше месяца нужного мне инсулина по региональной льготе не было нигде. В начале года тоже. Так что нужный мне препарат периодически исчезает на неопределенный срок. А ведь это не таблетки от насморка, которые можно заменить на другие или совсем не пить, сам пройдет.

Шаг 6. Нашла. Предположим, что это в аптеке Гатчинской КМБ. Значит, снова отпрашиваюсь с работы, чтобы получить инсулин, так как аптечный пункт работает только до 16.00. А мой рабочий день длится до 16.45, плюс время добраться до ЦРБ. И это ежемесячно!

В итоге весь этот путь в два-три дня каждый месяц приходится проходить моей 79-летней маме, чтобы я не отпрашивалась постоянно с работы и необходимый мне инсулин имела вовремя. И спасибо ей за это огромное! Да и терпения стоять в очереди у пожилых больше – сказывается советское прошлое в сплошных очередях».

Рассказ получился очень впечатляющим, больше похожим на описание лабиринта с препятствиями, в конце которого в качестве приза выдают инсулин.

За комментарием мы обратились к заместителю главного врача Гатчинской КМБ по амбулаторно-поликлинической работе Наталье Барановой. Она, в свою очередь, пригласила нас понаблюдать за работой регистратуры в поликлинике на ул. Урицкого, чтобы не быть голословными и на своем опыте убедиться, что запись к врачу и получение льготных лекарств сегодня уже не требует такого количества времени, нервов и прочих душевных затрат.

Итак, будний день, утро. Мы заходим в регистратуру поликлиники – святая святых всей медицинской системы. Пока мы осматриваемся, Наталья Юрьевна комментирует письмо нашей читательницы: «Наши сотрудники целенаправленно приходили в поликлинику рано утром несколько дней подряд, чтобы проверить, образуется ли очередь в регистратуру задолго до ее открытия». Как выяснилось, действительно пять-десять человек все-таки приходят около шести утра. На вопрос: зачем так рано – никто из них так и не смог найти вразумительного ответа.

На сегодняшний день в системе медицинского обслуживания разработана отдельная система предварительной записи на прием к специалисту, будь то врач общей практики или узкий специалист. Пациенты, знакомые с Интернетом, могут воспользоваться услугой онлайн-записи на официальном сайте Гатчинской КМБ или получить талон с помощью электронных терминалов, установленных в поликлинике на ул. Урицкого, в детской поликлинике на ул. Хохлова и в холле административного корпуса Гатчинской КМБ на ул. Рощинской.

Кроме того, в поликлинике работает телефон для предварительной записи пациентов: 9-30-55. Звонки принимают два оператора – Людмила Киселева и Наталья Ушо. Ежедневно с 08.00 до 15.30 гражданин может записаться на прием к любому специалисту. Запись начинается в четверг и охватывает все дни до следующей пятницы.

Как заверила Людмила Михайловна, номерков всегда хватает даже к узким специалистам. Сегодня в поликлинике работают два врача травматолога, три хирурга, два офтальмолога, один отоларинголог, три онколога, два эндокринолога на 1,5 ставки, четыре невролога, три кардиолога на 2,25 ставки, два уролога, один инфекционист, два дерматовенеролога, восемь акушеров-гинекологов. В настоящее время сохраняется проблема с укомплектованностью участковыми врачами – как в городских, так и в сельских подразделениях.

Отдельно она отметила, что телефон для предварительной записи на прием к медицинским специалистам многоканальный, поэтому если пациенты слышат в трубке длинные гудки, это не значит, что регистраторы «ушли курить», как жалуются многие. Это значит, что звонок находится в режиме ожидания, и вам ответит первый освободившийся оператор.

Регистраторы поликлиники выразили благодарность добросовестным пациентам, которые предупреждают, если не могут прийти на прием в назначенное время. Этим они экономят время врача и дают возможность другим пациентам попасть на прием.

Алгоритм записи к врачу действительно простой и понятный. Но как же быть, если утром в начале рабочего дня появилось недомогание, а потом и температура? Получается, что попасть на прием к терапевту уже не представляется возможным?

«Нет, это не так, – продолжает свой рассказ Наталья Баранова, – часть номерков к врачу распределяются по Интернету, терминалам и по телефону, но какая-то часть всегда остается для утренних посетителей регистратуры, которые хотят попасть к врачу «день в день».

Как правило, на запись к медицинским специалистам через регистратуру ежедневно выдается 20 талонов к травматологу, 30 – к хирургу, 21 – к кардиологу, 36 – к неврологу, 24 – к онкологу, два – к окулисту, 12 – к ЛОР-врачу, 12 – к эндокринологу, 16 – к урологу, 48 – к участковым терапевтам и пять – к инфекционисту.

Для предварительной записи по телефону зарезервировано 14 талонов к травматологу, 21 – к хирургу, десять – к кардиологу, 18 – к неврологу, 21 – к онкологу, 14 – к окулисту, 12 – к ЛОР-врачу, 12 – к эндокринологу, 12 – к урологу, 35 – к терапевтам, пять – к инфекционисту.

В терминалах предварительной записи и в сети Интернет граждане в общей сложности могут получить шесть талонов к травматологу, девять – к хирургу, пять – к офтальмологу, два – к ЛОР-врачу, три – к урологу, 21 – к терапевту, два – к инфекционисту.

Часть талонов выдается на повторный прием врачами. Количество талонов на тот или иной вид записи регулируется в зависимости от ситуации и наличия врачей в поликлинике в определенный день.

Кроме того, если вы почувствовали себя плохо на работе или учебе, вы всегда можете попасть на прием к терапевту даже в середине дня, просто придя в поликлинику. Придется немного подождать, но врач обязательно вас примет.

Наталья Юрьевна также посоветовала гражданам прежде, чем записываться на прием к узким специалистам, все-таки проконсультироваться с участковым врачом. «Если у пациента проблемы с сердцем, нет смысла идти к кардиологу без электрокардиограммы, или к эндокринологу – без анализа крови на сахар или гормоны щитовидной железы», – сказала она.

Но вернемся к льготным лекарствам. В свой жалобе Галина Кондрашова пишет, что «весь этот путь» приходится проделывать ее маме, чтобы она «могла всегда иметь инсулин под рукой».

Наталья Юрьевна особо отметила, что никто другой кроме самого пациента не имеет права получать рецепты на льготные лекарства. Врачу необходимо проверить уровень сахара в крови у пациента, скорректировать лечение и выписать новый рецепт. Рецепты на получение лекарств на курс протяженностью в три месяца выписываются гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам. Все остальные получают инсулин только на месяц.

После посещения терапевта пациент возвращается в регистратуру. Медсестра проверяет по базе данных, имеет ли право льготник на бесплатные лекарства. Дело в том, что многие из них отказались от этого права в пользу денежной компенсации. Но находятся и хитрецы, которые пытаются получить все сразу. Далее пациент получает оформленный рецепт и возвращается к доктору, чтобы тот поставил свою подпись на рецепте. Кстати, «окно» в регистратуре для льготников, в отличие от информации в поступившей к нам жалобе, работает ежедневно с 8.00 до 19.00, кроме субботы и воскресенья.

В случае, если гражданину выписывают инсулин или другие сахароснижающие препараты, а также, если количество выписываемых рецептов пять и более, то пациента отправляют на врачебную комиссию. Врачи комиссии проверяют рецепты, назначения и правильность заполненных документов.

Пока мы разговаривали в регистратуре, одна из пациенток получила рецепт на льготные лекарства, пройдя весь путь от посещения невролога до финальной подписи на рецепте за один час. Врачебная комиссия занимает также не больше часа.

Что касается отсутствия льготного инсулина в аптеках, то Наталья Юрьевна подтвердила, что аптеки Гатчинского района действительно периодически испытывают недостаток инсулина, выделяемого по региональной программе, но этот лекарственный препарат является взаимозаменяемым аналогами других производителей, и проблем с этим быть не должно.

Конечно же, не все так безоблачно в системе здравоохранения Гатчинского района, к руководству которой остается еще большое количество вопросов. Тем не менее, руководство Гатчинской КМБ старается упростить жизнь своим пациентам.

«Всегда найдутся недовольные. Граждане привыкли ругать нашу медицину и не замечают, какие изменения происходят», – резюмировала Наталья Баранова.