За права сирот можно и нужно бороться!

В пятницу, 20-го ноября, прошел Всероссийский день правовой помощи детям. Эта дата была установлена решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», поскольку в 1989 году в этот день была принята Международная конвенция о защите прав ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН.

В Гатчине мероприятие, посвященное защите детских прав, проводилось в здании районной администрации, в зале заседаний, где собрались практикующие специалисты: нотариус, адвокат, юристы, сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, службы судебных приставов и специалисты в сфере опеки и попечительства администрации Гатчинского района. На консультацию по вопросам защиты личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приглашались опекуны, попечители, приемные родители и все заинтересованные лица.

Зал был полон: послушать разъяснения специалистов пришли приемные родители, родственники детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, большую часть аудитории составляли бабушки, воспитывающие внуков без родителей. Ольга Андреева, возглавляющая отдел опеки и попечительства администрации Гатчинского района, пояснила, что чаще всего, как показывает практика, возникают вопросы, связанные с имуществом, и именно с такими проблемами и пришли люди на встречу с компетентными лицами. Граждане задавали вопросы по существу, и большинство этих вопросов были жилищные.

Так, бабушка, в одиночку воспитывающая внука-подростка, пытается сохранить для него комнату. Мать ребенка – умерла, отец – алкоголик, брат-наркоман сидит в тюрьме; трехкомнатная квартира, где прописан ребенок, сгорела; коммунальный долг – полмиллиона. Бабушке посоветовали вплотную заняться вопросом признания этого жилья непригодным для проживания, в таком случае ребенок-сирота получит право на предоставление жилплощади.

Другая история: мать лишена родительских прав, ребенок живет с бабушкой, вместе с ним в квартире прописаны семь человек и они хотят квартиру приватизировать. Надо ли участвовать в приватизации несовершеннолетнему ребенку, если каждому участнику достанется мизерная доля квадратных метров? Ответ опеки был однозначный: право ребенка на приватизацию надо использовать обязательно; более того, органы опеки никогда не дадут согласия на отказ от приватизации. И эта приватизация не повлечет за собой лишения ребенка-сироты права на получение жилплощади (если у него нет другого жилья), так как одним из оснований обеспечения жильем детей-сирот является размер жилой площади – меньший, чем учетная норма (практически, по всему Гатчинскому району учетная норма – 9-12 метров квадратных).

Был задан вопрос о наследовании жилья: ребенок прописан в квартире, которая еще до его рождения была приватизирована его матерью и бабушкой – пополам. Теперь бабушка умерла, а мать находится в психоневрологическом интернате и в наследство не вступила. Медики признают ее дееспособной, но фактически женщина неадекватна. Не потеряет ли ребенок жилье? Как выяснилось, в данном случае мать ребенка автоматически наследует долю бабушки, даже не оформляя своих прав документально, а ребенок, в свою очередь, наследует всю квартиру – в случае смерти матери.

Представители опеки напомнили собравшимся, что социально незащищенные граждане могут получить бесплатную юридическую помощь – комитет соц. защиты дает направление на юридическую консультацию. Но, как заметила Ольга Андреева, этот механизм не слишком хорошо работает, и если ктото из опекунов или приемных родителей вдруг получил отказ, следует обращаться в комиссию по опеке. И действительно, одна из бабушек, вырастившая внука с младенчества, пыталась получить бесплатную консультацию у юристов. Что из этого вышло? «Мне сделали одолжение и взяли вместо 800 рублей – пятьсот, объяснив, что гуманитарной помощью они больше не занимаются».

Жилищную тему поднимали много раз – все опекуны обеспокоены будущим своих подопечных. Юристы советовали не опускать руки и бороться за права детей-сирот – вам воздастся. В Гатчине был прецедент: приемные родители через суд доказали право ребенка на имущество – путем заключения договора с адвокатом. Иски были очень сложные, пришлось разыскать массу бумаг, но дело того стоило: в результате этой колоссальной работы ребенок получил и землю, и дом, а сумму, затраченную на адвоката, приемные родители возместили из средств ребенка. Они представили соответствующие документы и получили в органах опеки разрешение.