Геннадий Хоменков: «Покой нам только снится»

Полковник, командир гвардейской воинской части № 28677 ФСО России или «Красные казармы», как ее называют жители Гатчины, Геннадий Николаевич Хоменков накануне своего юбилея поделился с нами жизненным оптимизмом, рассказал о духовных ценностях нынешних солдат и объяснил, почему не любит охоту.

- Геннадий Николаевич, гатчинцы знают вас, как бравого военного, руководителя знаменитой гатчинской военной части «Красные казармы». Давайте познакомим наших читателей с другой вашей ипостасью. Расскажите о себе подробнее: где родились, где выросли.

— Родился второго февраля 1966 года в городе Кривой Рог Днепропетровской области на Украине. Когда мне было шесть лет, родители переехали в Брянскую область. Там окончил школу.

- В то время мальчишки мечтали стать, как минимум, космонавтами…

— Космонавтом быть не хотел. Но мальчишки действительно все без исключения хотели выглядеть мужественно, проявить себя. Патриотическое воспитание тому способствовало. Желание поступить на военную службу возникло у меня само собой. Поступил в Орловское училище связи при комитете госбезопасности СССР. Служить в армии тогда было престижно. Офицер – это звучало гордо. К счастью, сегодня мы к этому вернулись.

- Как будущий офицер учился в школе?

— На «4» и «5». Занимался общественной работой. Выступал на всех пионерских слетах и комсомольских съездах. Любимыми предметами в школе были история и география.

- Как у настоящего военного стратега! А физкультура?

— Безусловно! Спортом занимался как все – много и с удовольствием. Зимой катался на лыжах и играл в хоккей, летом – футбол, волейбол, баскетбол.

- Сомнений в выборе профессии не было? Поступили в училище сразу после школы?

— Вот как раз после школы в училище поступить с первого раза не смог. Не сдал экзамен по русскому языку. Год работал на заводе по сборке радиоаппаратуры «Электроаппарат» и подтягивал свои знания для следующей попытки.

- Сколько лет вы уже в армии?

— С 1984 года. В этом году будет 32 года, как служу своей Родине.

- В каких регионах проходили службу?

— После окончания училища посчастливилось пять лет прослужить в Польской народной республике. Затем был переезд в город Рыбинск. Полгода провел в Чечне, где участвовал в наведении и обеспечении конституционного порядка. Переехал в подмосковный Солнечногорск, где провел еще пять лет. В 2010 году меня перевели в Гатчину.

- Расскажите про командировку в Чечню.

— Служба проходила в населенном пункте Ханкала, который находится примерно в 30-ти километрах от Грозного. Там располагался штаб руководства контртеррористической операции. Вертолетная площадка, где базировалась боевая эскадрилья, близлежащие высоты, занятые определенными незаконными группировками боевиков – в общем, был в гуще событий.

Удалось побывать в разных частях Чечни, видел полностью разрушенный Грозный с зияющими черными окнами домов.

- Страшно было?

— Была боязнь того, что может случится – не только с тобой, но и с теми, кто рядом. Не верю тем людям, которые говорят, что они ничего не боятся.

- Вы представляете свою жизнь без армии? Если бы не стали военным, кем бы хотели быть?

— Поступил бы на исторический факультет.

- …и были бы сегодня доктором исторических наук.

— Не могу сказать.

- Я имею в виду вот что: вы производите впечатление человека, который, если и делает что-то, то только на «отлично».

— Да, по жизни оптимист и стремлюсь всегда быть на передовых позициях. Если что-то делать, то «до конца и красиво». Так, чтобы это принесло удовлетворение не только окружающим, но и тебе в первую очередь.

- Какие изменения в характере дает армейская служба?

— Юноши мужают, крепнут физически. Но самое главное – изменяются их взгляды на жизнь.

- Как вы знаете, в 2014 году президент России Владимир Путин вернул нормы сдачи ГТО для школьников, студентов. Сдают ли подобные экзамены солдаты, офицеры, руководящий состав воинских частей?

— Да, нормативы для физической подготовки существуют для солдат, прапорщиков и офицеров. Экзамен проходит ежегодно.

- Офицер должен больше подтягиваться, чем солдат, или меньше?

— Офицер, прапорщик и солдат должны подтягиваться одинаково в своей возрастной группе.

- Расскажите о своей семье? У вас армейский порядок дома?

— Не всегда.

- Детей в строгости воспитывали?

— У меня две дочери. Воспитывал строго, но справедливо. И, конечно же, баловал.

Младшая Юлия стала офицером, уже дослужилась до старшего лейтенанта, чему очень рад. Она закончила военное учебное заведение, что и я когда-то. Старшая выбрала свой путь – окончила институт в Москве, работает менеджером по продажам.

- Есть ли у вас увлечения, хобби?

— Люблю собирать грибы, побродить по лесу. Так сказать, вспомнить и применить свои географические и топографические знания. Если позволяет время, езжу на рыбалку.

- Вы – коллекционер? Вижу у вас на столе красивый колокольчик.

— Да, это так. Самый большой колокольчик из моей коллекции сейчас стоит на рабочем столе. Это увлечение началось спонтанно. Однажды решил привезти из поездки колокольчик. Так начал собирать колокольчики с названиями тех городов, где побывал. Друзья впоследствии стали привозить мне такие сувениры не только из разных городов России, но и из стран зарубежья. На сегодняшний день в коллекции самых разнообразных колокольчиков уже около сотни.

- Геннадий Николаевич, русский философ Иван Ильин весьма ярко определил суть царского офицера: «искусство повиноваться без унижения». Как вы считаете, это актуально сейчас? Сегодня «честь» так же, как и раньше – это главное, что должно определять военного, офицера?

— Безусловно. Честь и достоинство определяют русского офицера, солдата – любого военнослужащего. Когда чтишь свою честь, чтишь и честь своей Отчизны.

- Царские офицеры еще очень хорошо танцевали…

— Сейчас, конечно же, танцам в наших учебных военных заведениях не обучают. И на балы мы раз в месяц не выезжаем. Но во времена моей учебы многие курсанты посещали танцевальные кружки, которые были на территории нашего училища, занимались с преподавателем.

- Значит, вы вальсируете?

— В кружок не ходил в связи с исполнением определенных должностных обязанностей. Был сержантом, командиром отделения, отвечал за подчиненный личный состав, их подготовку, обучение. Но медведем на танцах не выгляжу, партнершу в танце поддержать смогу.

- Кто к вам «на бал» приходил?

— Девушки из института культуры.

- Как романтично! Интересно узнать, на что вам никогда не хватит смелости?

— С парашютом прыгнуть не смогу. Никогда не смогу выстрелить в животное или человека, хотя владею многими видами оружия. Поэтому охоту не люблю.

- Каков ваш девиз по жизни?

— И вечный бой, покой нам только снится.

- 2 февраля вы отметите свой 50-летний юбилей. С какими мыслями вы подходите к этой дате?

— Не придаю этому событию слишком большого значения. Это не рубеж. Просто это первая серьезная юбилейная дата. Переход из первой половины жизни во вторую. Буду двигаться дальше.

- Какой самый ценный совет вам давали в жизни, и какой вы дали своим детям?

— Никогда не обманывать. Обман – это на грани предательства. Лучше признаться во лжи, потому что повинную голову меч не сечет.

- Если бы у вас была возможность пригласить любого человека на ужин, кто бы это был?

— Как военный человек хотел бы пообщаться с Александром Суворовым. (В приемной у гвардии полковника висит портрет великого русского полководца). С Суворовым мы бы нашли, о чем поговорить. Всегда брал с него пример в вопросах воспитания солдат. Разделяю его взгляды по военным вопросам. Возможно, поэтому мне всегда было легко выстроить необходимые отношения с солдатами и курсантами.