Не бойтесь стоматолога!

Не бойтесь стоматолога!

Девятого февраля в мире отмечают Международный день стоматолога. Этот праздник относительно новый, но с каждым годом завоевывает все большую популярность среди стоматологовтерапевтов, ортодонтов, пародонтологов и других врачей, отвечающих за здоровье и красоту наших зубов.


Накануне профессионального праздника заведующий отделением для оказания помощи взрослому населению стоматологической поликлиники Гатчинской клинической межрайонной больницы (КМБ) Алексей Никоноренков рассказал о работе подведомственного отделения, объяснил, зачем всем нам нужен ирригатор, и ответил на вопрос, не боится ли он лечить зубы.

- Алексей Викторович, давайте напомним нашим читателям о работе стоматологической поликлиники в центре Гатчины. Какие услуги вы оказываете населению?

— В настоящее время в поликлинике функционирует два отделения: отделение для оказания медицинской помощи взрослому населению и ортопедическое отделение. Отделение для оказания помощи детям работает на базе детской поликлиники.

Отделение для оказания медицинской помощи взрослому населению работает в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Мы принимаем всех пациентов при наличии полиса ОМС, независимо от того, где он был выдан. Оказываем услуги по лечению, удалению зубов и подготовке к протезированию. Начиная с сентября 2015 года, в отделении также работает пародонтолог, который занимается лечением заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта.

Ортопедическое отделение принимает граждан только на хозрасчетной основе, т.е. платно. Врачи отделения оказывают услуги по протезированию зубов, в том числе и для льготных категорий граждан. Спрос на эти услуги в поликлинике высокий.

- В конце прошлого года мы публиковали серию статей, посвященных записи на прием к специалистам в поликлиниках Гатчины. Очередь дошла и до вас: во сколько нужно занимать очередь, чтобы попасть к стоматологу?

— С рассветом точно приходить не нужно. Поликлиника работает с 8:00 до 20:00. По субботам мы принимаем пациентов только с острой болью с 8:00 до 14:00.

Мы провели определенную работу для того, чтобы исключить какие-либо трудности с записью на прием. Половина талонов для первичного приема выделяется для предварительной записи. Запись по телефону производится каждый вторник, начиная с 11:00. В этот же день в 13:00 талоны выкладываются в интернете на сайте Гатчинской КМБ. Помимо этого, заранее записаться к врачу можно в регистратуре по четвергам, начиная с 11:00.

Благодаря этим мерам какого-либо ажиотажа, связанного с отсутствием номерков, не наблюдается. (На момент интервью в 11:15 утра в будний день в регистратуре оставались девять свободных номерков к специалистам на вторую половину дня).

Наши пациенты часто жалуются на невозможность записаться на прием по телефону. Хотелось бы пояснить, что телефон в регистратуре поликлиники одноканальный: (81371) 9-36-08. Работает один регистратор, который принимает звонки не только от пациентов Гатчины, но и со всего Гатчинского района. Хотя в крупных населенных пунктах района при амбулаториях открыты свои стоматологические кабинеты. Зубные врачи ведут прием в Елизаветино, Пудости, Верево, Дружной Горке, Новом Свете, Тайцах, Коммунаре, Сусанино, Больших Колпанах, Антелево, Кобралово, Войсковицах, Рождествено, Сиверском.

Стоматологический кабинет в Сиверском располагается в одном здании с подстанцией скорой помощи по адресу: Большой проспект, 87. В конце прошлого года, благодаря руководству Гатчинской КМБ, нам удалось приобрести новое стоматологическое оборудование для кабинета. Одна из установок уже введена в эксплуатацию, две других будут установлены после окончания ремонта.

- Сколько врачей работает в стоматологической поликлинике на сегодняшний день?

— Прием ведут 11 терапевтов, один пародонтолог, два хирурга. Летом количество специалистов незначительно уменьшается, за счет отпусков. Кроме того, наши специалисты отлучаются на учебу для повышения своей квалификации.

- Кстати, давайте развенчаем миф о бесплатной стоматологии: материалы дешевые и некачественные, врачи неквалифицированные, отношение к пациентам – соответствующее…

— Как уже сказал, наши врачи постоянно повышают свои профессиональные знания. Любого врача определяет опыт. У специалистов Гатчинской стоматологии его более чем достаточно. Коллектив слаженный, текучести кадров нет.

На сегодняшний день у нас проходят практику два врача-интерна с перспективой остаться работать в одном из стоматологических подразделений Гатчинской больницы. Врач-интерн, обучавшийся в интернатуре в прошлом году, сегодня работает хирургом-стоматологом в стоматологии детской поликлиники на ул. Хохлова в Гатчине.

В качестве анестезии специалисты поликлиники используют те же медицинские препараты, что и большинство стоматологических клиник в стране и в Гатчине в частности.

Ранее услуги по постановке пломб из так называемой «пластмассы» были платными, но в настоящее время данный материал – Эвикрол стал закупаться по системе ОМС, и мы получили возможность устанавливать такие пломбы бесплатно. Кроме того, мы используем в своей работе материалы, закупаемые на хозрасчетной основе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Гатчинская стоматологическая поликлиника ничем не отличается от других, кроме того, что основная часть лечения в ней является бесплатной для пациентов.

- Если пациент испытывает острую боль, как быстро он сможет попасть на прием к врачу с момента обращения в поликлинику?

— Все зависит от того, имеются ли в поликлинике свободные номерки или нет. Если они есть, то пациент просто ждет своей очереди. Если нет – его обслужит первый освободившийся стоматолог. Как правило, это занимает не больше часа.

Также в поликлинику без предварительной записи часто обращаются пациенты для получения справки о том, что полость рта «санирована». Такие справки, как правило, требуются при сборе документов накануне родов, при устройстве на работу на производстве, которое считается вредным, при поступлении ребенка в детский сад или школу. Получение такой справки занимает около получаса.

- В условиях экономического кризиса количество пациентов в поликлинике увеличилось?

— Да, причем значительно. Начиная с апреля-мая прошлого года, у нас возросло количество пациентов, ранее к нам не обращавшихся.

- С какими жалобами к вам чаще всего обращаются пациенты?

— Если говорить кратко, то это кариес и его различные осложнения.

- Бывали ли какие-нибудь редкие и необычные случаи в вашей практике?

— То, что после окончания медицинского института воспринималось как что-то уникальное, сегодня стало уже вполне обыденным.

- А если случай сложный?

— При невозможности помочь пациенту на месте, мы выписываем ему направление в областную больницу. К таким случаям относятся переломы челюсти и другие сложные травмы.

- Появилось ли что-нибудь новенькое в вопросе профилактики заболевания зубов?

— Хотелось бы порекомендовать всем гражданам помимо зубной щетки и пасты использовать в ежедневном уходе за зубами ирригатор. Принцип его действия напоминает брандсбойт, который под давлением орошает полость рта водой. Он помогает вымывать остатки пищи между зубами и значительно улучшает уход. Кроме того, он оказывает массирующее воздействие на десны, что хорошо при профилактике заболеваний тканей пародонта.

Сегодня существует большое количество фирм-производителей домашних ирригаторов. Цена на устройство начинается от трех тысяч рублей. Деньги не маленькие, но оно того стоит.

- Бывают ли такие ситуации, когда болезни зубов провоцируют и другие заболевания организма?

— Да. Рот является началом пищеварительного тракта. Для того, чтобы наша пища хорошо усваивалась, ее нужно изначально хорошо измельчить. Отсутствие зубов препятствует этому и приводит к тому, что человек проглатывает не пережеванные куски пищи, которые травмируют слизистую желудка, приводя к всевозможным воспалениям.

- Все дети боятся зубных врачей, но большинство из нас, будучи взрослыми, уже переросли этот страх, понимая, что здоровье зубов важнее. Тем не менее, встречаются ли вам взрослые пациенты, которые по-настоящему боятся стоматологов?

— Бывает и такое. Чтобы процесс прошел быстро и безболезненно, рекомендую всем пациентам найти «своего» стоматолога и посещать его постоянно. Это способствует росту доверия между пациентом и доктором, более дружескому общению и, соответственно, снижению чувства страха и повышению результативности лечения.

Что касается маленьких пациентов, то родители зачастую сами настраивают своих детей негативно по отношению к зубным врачам. Ребенок не знает, что ждет его в кресле у стоматолога. Если родитель спокоен, то и ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Не стоит делиться с ребенком своими воспоминаниями о посещении зубного кабинета в детстве, лучше расскажите ему о том, что цветные пломбы это красиво, зубы должны быть здоровыми, а посещение стоматолога – регулярным.

- Как вы считаете, почему так много взрослых пациентов терпят зубную боль, что называется, «до последнего»?

— Наверно, вспоминают свой детский страх перед бормашиной.

- Расскажите про само здание стоматологической поликлиники.

— В перспективе мы, возможно, освободим это здание, потому что оно мало приспособлено под стоматологическую поликлинику. Точное место и дату переезда назвать не могу.

— Сами не боитесь зубы лечить? Нет, лучше вылечить небольшой кариес, чем ждать пока это приведет к более серьезным осложнениям.

У меня есть пациент, который проходит профилактический осмотр каждые три месяца, потому что он очень боится лечить зубы, поэтому так часто их проверяет.

- Поздравляю вас с профессиональным праздником и желаю побольше таких ответственных пациентов!

Интересные факты о стоматологии

  • Если вы правша, то большую часть пищи вы пережевываете на правой стороне челюсти, и наоборот.
  • Несмотря на то, что кальций необходим для костных тканей, 99% всего кальция в организме находится в зубах.
  • За день во рту образуется примерно 1,5 литра слюны.
  • Зубная паста была изобретена египтянами примерно 5000 лет назад и представляла собой смесь вина и пемзы.
  • После простуды или инфекционных заболеваний зубная щетка буквально кишит болезнетворными бактериями, что может привести к повторному заражению. Следовательно, всегда меняйте зубную щетку после перенесенных заболеваний.
  • Вопреки распространенному мнению и активному пропагандированию электронных зубных щеток, нет никаких существенных преимуществ последних перед простой зубной щеткой, кроме простоты использования.
  • Подавляющее большинство отбеливающих зубных паст не более эффективны, чем их не отбеливающие аналоги.
  • Глотание фторсодержащих зубных паст может вызвать большое количество вредных эффектов, таких как интоксикация фтором. Именно поэтому детям до пяти лет желательно использовать пасты без содержания фтора.
  • Не стоит надевать защитные колпачки на зубные щетки – это способствует росту бактерий, так как в закрытом пространстве создаются условия повышенной влажности.
  • Если у одного из однояйцовых близнецов не хватает зуба, то и у другого близнеца обычно отсутствует тот же зуб