Александр Кованько – видный деятель русского воздухоплавания и авиации

В марте нынешнего года исполняется 160 лет со дня рождения видного деятеля русского военного воздухоплавания и авиации генерал-майора Александра Матвеевича Кованько.

Его жизнь и дела были прочно связаны с Гатчиной и Гатчинским районом с 1909 года, когда Гатчинское военное поле Кирасирского полка было передано Учебному воздухоплавательному парку (УВП). С самого основания этим учебным заведением командовал Кованько (с 1910-го года – Офицерская воздухоплавательная школа (ОВШ). Как известно, в следующем году здесь был оборудован аэродром авиационного отдела школы – первый военный аэродром России. С 1909 года рядом с деревней Сализи также началось оборудование воздухоплавательного полигона УВП. А.М. Кованько и личный состав возглавляемого им воинского коллектива внесли авиационную и воздухоплавательную составляющую в историю Гатчины и Гатчинского района.

Путь в аэронавтику

Начальник Офицерской воздухоплавательной школы, Георгиевский кавалер, генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько родился 4 (17) марта 1856 года в Петербурге в семье горного инженера, управляющего химической частью Санкт-Петербургского Монетного двора. Учился в 1-й Санкт-Петербургской гимназии, затем в Николаевском инженерном училище. После его окончания в 1878 году был направлен в 4-й понтонный батальон, находившийся в Болгарии, участвовал в восстановлении разрушенных во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов речных пристаней и переправ. По возвращении в Санкт-Петербург А.М. Кованько окончил офицерский класс Технического Гальванического заведения, заведовал Гальванической командой Лейбгвардии саперного батальона, читал лекции по подрывному делу офицерам гвардейских частей.

Склонный к изобретательской и конструкторской деятельности, он предложил многочисленные проекты, имеющие научно-прикладное значение в различных отраслях и сделавшие его имя известным в военных кругах и в среде технической интеллигенции. Список запатентованных изобретений и усовершенствований А.М. Кованько насчитывает более 70 наименований. В 1883 году за проект оперативной, широко разветвленной системы пожарной сигнализации и оповещения он был удостоен Большой медали и Диплома Императорского русского технического общества. Предложения Кованько по усовершенствованию минных приборов, с которыми он проводил опыты на Севастопольском и Кронштадтском рейдах, получили одобрение высших морских начальников. Поэтому, когда для созданной в ноябре 1884 года по приказу Военного министра П.С. Ванновского «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям» на должность делопроизводителя (секретаря) потребовался молодой офицер «с задатком известной лихости для начала дела на аэростатах, знающего не менее двух иностранных языков и имеющего склонность к технике и изобретательству», выбор пал на поручика Кованько. В феврале 1885 года он был назначен заведующим «Кадровой командой военных воздухоплавателей» – первого подразделения будущего Воздушного флота России.

От командира команды до начальника школы

С июня 1885 года, после получения заказанных во Франции сферических аэростатов, началась практическая деятельность кадровой команды по подъемам на привязном аэростате. А 16 октября 1885 года поручик А.М. Кованько и подпоручик А.А. Трофимов первыми среди военных воздухоплавателей России совершили свободный полет из Петербурга в Великий Новгород. За пять часов аэростат преодолел расстояние более 180 верст, достигнув высоты 2150 метров.

В мае следующего года А.М. Кованько впервые в свободном полете сделал ряд фотографических снимков, положив начало аэрофотосъемке в России. В августе того же года, участвуя вместе со своей командой в войсковых маневрах, он представил командованию данные воздушной разведки и наблюдения, на практике доказав огромные возможности применения воздухоплавания в военных целях.

В апреле 1887 года кадровая команда была переформирована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк с постоянным и переменным составами. Штат парка был увеличен, на него возложены задачи подготовки кадров, изготовление воздухоплавательного имущества для формируемых в русской армии (с 1890 года) полевых и крепостных воздухоплавательных частей, а также «производство опытов и проверок на практике открытий и изобретений по воздухоплавательному делу».

В 1890 году кадровый парк был преобразован в Учебный воздухоплавательный парк (УВП). В таком качестве он просуществовал до июля 1910 года, когда был реорганизован в Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ).

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. русские военные воздухоплаватели впервые получили боевое крещение. В июле 1904 года под руководством А.М. Кованько был сформирован 1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон, который в августе убыл на фронт, в Маньчжурию. Приданный 5-му Сибирскому корпусу, а затем резерву главнокомандующего, батальон участвовал в боевых действиях с декабря 1904-го по август 1905 года. Воздухоплаватели проводили наблюдения и разведку вражеских позиций, корректировали огонь артиллерии. Действуя умело и смело, они принесли большую пользу на фронте. Многие офицеры и нижние чины были удостоены боевых наград, в т.ч. Георгиевских знаков отличия.

Полковник Кованько за то, что в бою под Сандепу под огнем врага бесстрашно корректировал с привязного аэростата стрельбу русских батарей, а под Мукденом, командуя сводным полком, отстоял свои оборонительные позиции, был награжден Золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость».

По возвращении с фронта А.М. Кованько снова был назначен командиром Учебного воздухоплавательного парка и произведен в генерал-майоры. Он старался внедрять в практику все новейшие достижения воздухоплавания в мире. В УВП имелись аэродинамическая труба, различные лаборатории, хорошо оснащенные мастерские, широко велась научно-исследовательская работа.

В 1908 году в парке был построен небольшой дирижабль «Учебный» – первый в России, и началась подготовка военных специалистов нового профиля – пилотов, командиров, механиков и обслуживающего персонала дирижаблей. В том же году пять офицеров-воздухоплавателей приступили к работам по проектированию и постройке аппаратов тяжелее воздуха – аэропланов, и в сентябре 1909 года перевезли их для достройки и испытаний в Гатчину. К сожалению, испытания, проведённые весной следующего года, потерпели неудачу, после достроек удалось поднять в воздух только один аппарат – капитана Агапова.

В мае 1910 года Учебный воздухоплавательный парк (в июле он будет переименован в Офицерскую воздухоплавательную школу) впервые в России приступил к подготовке авиационных кадров: военных летчиков, мотористов, механиков, специалистов аэродромной службы. В дальнейшем в школе был открыт авиационный отдел, готовивший в Гатчине военных летчиков и младших авиационных специалистов. В 1914 году на базе этого отдела была организована Гатчинская военно-авиационная школа.

В годы Первой Мировой войны, несмотря на преобладание авиационных средств борьбы с противником, оказались востребованными и привязные аэростаты, и ОВШ увеличила подготовку аэронавтов для наблюдательных станций. А вот тихоходные, недостаточной кубатуры дирижабли оказались уязвимыми для вражеской зенитной артиллерии и аэропланов, малоэффективными для ведения воздушного боя и поэтому в конце 1915 года были сняты с вооружения.

За время 30-летнего руководства А.М. Кованько УВП – ОВШ в этих учебных заведениях были разработаны теоретические основы воздухоплавания, накоплен и обобщен в виде учебников и инструкций опыт многочисленных подъемов привязных и полетов свободных аэростатов, а также опыт их боевого применения, изготовлено большое количество воздухоплавательного снаряжения и оборудования, построены эллинги и причальные вышки для дирижаблей. При участии самого Кованько разработан недорогой и быстрый способ добычи водорода в полевых условиях для наполнения воздушных шаров.

Александр Матвеевич сам стал конструктором двух дирижаблей. Один из них – совместный со старшим офицером ОВШ штабс-капитаном А.И. Шабским, проект дирижабля «Гигант» был осуществлён в 1915 году. Но во время испытаний из-за некомпетентного вмешательства испытателей (самих конструкторов на испытаниях не было) была нарушена центровка дирижабля, из-за чего в самом начале подъема он переломился и пришёл в полную негодность.

Вся жизнь – любимому делу

Уже во время первых свободных полетов Александр Матвеевич изучал поведение аэростатов и вел наблюдения за состоянием верхних слоев атмосферы. Начиная с 1896 года, Учебный воздухоплавательный парк регулярно участвовал в ежегодных мероприятиях, называемых Международными метеорологическими годами, для чего выделял аэростаты и пилотов для свободных полетов и организовывал запуски шаров-зондов. Сам А.М. Кованько совершил более 60 полетов на аэростатах, дважды вынужден был опускаться на воды Финского залива и столько же раз – на воды Ладожского озера, во всех случаях его спасали рыбаки или проходившие мимо суда.

Не выпускал из поля зрения Кованько и вопросы влияния высоты на организм человека. Он оказал большое содействие военному врачу С.П. Мунту в исследованиях по теме «О влиянии воздухоплавания на организм воздухоплавателя», разрешив ему несколько полетов в 1898 году. При участии Кованько в УВП была разработана инструкция по медицинскому освидетельствованию и контролю состояния здоровья воздухоплавателей.

В поощрение личных заслуг А.М. Кованько в изучении метеорологии и оказание помощи учреждениям науки в организации научных полетов, в 1899 году А.М. Кованько утверждается членом-корреспондентом Николаевской Главной Физической обсерватории в Петербурге. Тогда же Шведское Королевское аэронавтическое общество присваивает ему звание почетного члена. В следующем году «за совокупность изобретений и за пользу вообще, принесенную воздухоплавательной науке» Александру Матвеевичу присуждается Гран-при Всемирной Парижской выставки. В 1904 году наградной комитет Всемирной выставки в Сан-Луи (США) удостаивает его медали.

Александр Матвеевич написал две книги по истории военного воздухоплавания и множество статей в периодических изданиях. Ему принадлежит перевод двух книг немецкого теоретика и практика воздухоплавания Георга Медебека.

Александр Матвеевич выступал против зависимости России от иностранцев в области авиации и воздухоплавания и ратовал за создание сильного Воздушного флота русскими людьми из русских материалов, на русских предприятиях.

А.М. Кованько много раз избирался председателем, товарищем (заместителем) председателя и делопроизводителем (секретарем) VII-го Воздухоплавательного отдела Русского Технического Общества. Он был товарищем председателя оргкомитета по организации Всероссийского аэроклуба в 1908 году, неоднократно избирался председателем спортивного комитета аэроклуба, а также в руководящие органы Всероссийских Воздухоплавательных съездов.

А.М. Кованько был хорошо знаком с профессором Н.Е. Жуковским, который ценил маститого воздухоплавателя. «А.М. Кованько, – сказал Николай Егорович на III съезде воздухоплавателей в 1914 году, – первый военный, посвятивший все свои силы работе в области воздухоплавания. Значение его полетов и его учеников на шарах и дирижаблях велико. Шары и дирижабли не играют теперь той роли, что прежде, но заслуга их остается, они приучили человека к пребыванию в воздухе».

За заслуги в области военного воздухоплавания и авиации генерал-лейтенант А.М. Кованько был удостоен орденов св. Анны и св. Станислава (оба – всех трех степеней), орденов св. Владимира 4-й и 3–й ст. с мечами, нескольких российских медалей, а также двух иностранных орденов.

После ухода с поста начальника Офицерской воздухоплавательной школы в октябре 1917 года А.М. Кованько некоторое время работал в Техническом комитете Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР, но в апреле 1918 года по состоянию здоровья вынужден был уйти в отставку.

Лето 1918 года он с семьей провёл в Гатчине, в доме № 10 по ул. Люцевской (ныне ул. Чкалова). Осенью того же года вместе с семьей он уехал в Одессу, где 20 апреля 1919 года скончался. В 1967 году по решению исполкома Одесского горсовета на его могиле воздвигнут памятник. Заслуги А.М. Кованько в организации военного воздухоплавания и авиации были высоко оценены советским правительством. Малый Совнарком под председательством В.И. Ленина дважды оказывал материальную помощь семье, его вдове Елизавете Андреевне Кованько (дочери выдающегося русского кораблестроителя, адмирала А.А. Попова) была назначена персональная пенсия.

Александр Матвеевич Кованько внёс большой вклад в укрепление мощи Воздушного флота России, в подготовку отечественных военных воздухоплавателей и авиаторов, в развитие этих важнейших отраслей. Его имя увековечено в названии улицы и в мемориальной доске на здании бывшего Офицерского собрания Офицерской воздухоплавательной школы в Петербурге.

В конце 1980-х годов исполком Гатчинского горсовета по предложению городского отделения ВООПИК принял решение о присвоении одной из улиц города имени А.М. Кованько. Пора бы и выполнить его.