Роспотребнадзор: защитники прав потребителя, но не волшебники

Роспотребнадзор: защитники прав потребителя, но не волшебники

В Международный день защиты прав потребителя, 15-го марта, в Гатчинской городской библиотеке им. Куприна состоялся вечер вопросов и ответов «Твои права, потребитель».


Библиотекари подготовили выставку книг по данной тематике; квалифицированные советы по вопросам потребительских прав в области здравоохранения, ЖКХ, торговли дали главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе Елена Онучкина и юрист ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» Светлана Афонина.

Елена Владимировна рассказала вкратце о работе Роспотребнадзора; о том, что в гатчинском территориальном отделе можно получить не только консультацию по интересующим вопросам защиты прав потребителей, но и юридическую помощь. Кроме того, в отделе ведет прием специалист Общероссийского общественного движения защиты интересов потребителей Объединения потребителей России Ленинградской области по Гатчинскому району Константин Грибач.

Однако потребители не всегда правильно понимают разделение полномочий правоохранительных органов и, что бы ни случилось, идут в Роспотребнадзор. «К сожалению, мы не феи: есть такие вопросы, в которых мы не можем помочь при всем желании», – заметила Елена Онучкина и перечислила проблемы, находящиеся в компетенции Роспотребнадзора, в частности: навязывание дополнительных платных услуг, непредусмотренных договором; непредоставление информации об исполнителе и порядке предоставления услуги; неудовлетворительное качество песка на детских игровых площадках; неудовлетворительное санитарное и санитарнотехническое содержание мест общего пользования жилого дома, в том числе подвалов; неудовлетворительное качество воды; шум от работы инженерного оборудования; загрязнение территории домовладения бытовыми отходами и прочее.

С вопросами, не относящимися к компетенции Роспотребнадзора, специалисты территориального отдела направляют граждан в соответствующие инстанции. Например, на встрече в библиотеке первым делом был задан вопрос о квартплате: люди недовольны начисленными суммами. «С квитанциями на оплату мы перенаправляем в Государственную жилищную инспекцию», – объяснила Елена Онучкина. По вопросам отопления и тепловых счетчиков в многоквартирных домах специалисты Роспотребнадзора советуют письменно обращаться в МУП «Тепловые сети» г. Гатчины – и обязательно получать письменный ответ.

Житель Гатчины, пенсионер, пришел на встречу с целым пакетом документов и задал вопрос по поводу «плавающей» площади своей квартиры: когда в 1988 году он ее получал, метраж был один, а теперь при приватизации метраж «вырос», и вместе с ним – квартплата. Юрист Светлана Афонина предложила пенсионеру прийти к ней на личный прием, чтобы разобраться в этом.

Пожилая женщина, инвалид, спросила: где в Гатчине можно бесплатно сделать зубные протезы? В Петербурге – делают, а в Гатчине предлагают только за деньги. Специалисты Роспотребнадзора пояснили, что это не потребительские отношения и предложили обратиться в соцзащиту.

То же самое касается и бесплатной медицины, на которую у жителей много нареканий: бесплатные лекарства не достать, врачей не хватает, в поликлинике отсутствует комната матери и ребенка. Эти вопросы следует адресовать министру здравоохранения, и такое обращение – через главного врача – уже было. Специалисты же Роспотребнадзора могут только проверить санитарное состояние комнаты матери и ребенка (которая уже подготовлена) – соответствует требованиям или нет. Данный конкретный вопрос находится в стадии решения.

Поднималась проблема качества продуктов в гатчинских магазинах. Елена Онучкина обратилась ко всем с призывом звонить в Роспотребнадзор и сообщать, где, в каких магазинах был замечен некачественный товар: «Дело в том, что в Гатчине много сетевых магазинов с большим оборотом товара, и обновляется он не столь часто, как хотелось бы. Плюс работники магазина, бывает, переклеивают даты, и на прилавке оказываются продукты не первой свежести. Мы стараемся проводить проверки, но, конечно, на все магазины сотрудников Роспотребнадзора не хватит, поэтому звоните на «горячую линию» по телефону 2-15-17 и обязательно указывайте адрес магазина, где обнаружены некачественные продукты».

Сотрудники Роспотребнадзора разъяснили, как происходит процесс возврата товара в промтоварный магазин, в частности, обсуждать возврат следует не с продавцом, а с администратором или директором; отсутствие чека – не основание для отказа в возврате товара, если у вас есть свидетели. Юрист Светлана Афонина обратила внимание граждан, что в конфликтной ситуации начинать следует с претензионной работы, которая довольно успешно ведется, и тогда, возможно, дело до суда не дойдет. Однако следует всегда помнить, что каждый случай – индивидуален, есть такие товары, которые просто так вернуть нельзя. Например, мобильный телефон, считающийся сложным бытовым прибором.

А еще, как подчеркнула Елена Онучкина, в своих заявлениях в Роспотребнадзор обязательно надо указывать контактные данные: телефон, адрес; потому что зачастую бывает так: специалисты разобрались с обращением, недобросовестный продавец пообещал вернуть деньги, а порадовать заявителя не представляется возможным – он не оставил номера телефона для связи.