Мы писали… (заметки о «Тотальном диктанте»)

В Гатчинском институте ГИЭФПТ, где проходит «Тотальный диктант», многолюдно уже за час до начала акции. К столикам, за которыми проходит регистрация участников, вытягивается длинная очередь. Она продвигается довольно быстро, и все же организаторам диктанта приходится передвинуть его начало минут на пятнадцать.

Участникам диктанта предоставлены две большие аудитории, и все они в итоге оказываются заполненными. В одной из них диктант будет читать артистка театра и кино Ирина Мазуркевич, в другой – певица и актриса Лариса Луста. Расположившись на своих местах, «студенты на час» оживленно переговариваются, делясь первыми впечатлениями.

Но вот в аудиторию стремительно входит Лариса Луста – один из «диктаторов» (так оригинально назвали дикторов организаторы «Тотального диктанта»). Поприветствовав своих «учеников» и поблагодарив их за смелость и любовь к русскому языку, она предлагает сначала послушать диктант в исполнении автора – детского писателя Андрея Усачева. Затем актриса берет инициативу в свои руки и читает диктант уже сама. Правда, в отличие от школьных учителей, вчитываясь в текст, она поглядывает на нас с видимым сочувствием. А нам остается всего лишь несколько минут до того момента, когда мы поймем причину этого сочувствия…

«Этот древний-древний-древний мир!» – такова тема «Тотального диктанта» 2016 года. Посвящен он древним грекам и разделен на три части – по условным временным поясам России. Нам достается текст об истории Олимпийских игр, которые позволяли эллинам делать хотя бы небольшие передышки в своих нескончаемых войнах.

Аудитория сосредоточенно скрипит ручками, иногда «зависая» над сложными моментами, которых, признаться, немало! Интересно, во времена древних греков уже были известны знаки пунктуации?

Час пролетает незаметно. Закончив писать, торопливо запечатлеваем «плоды» своей грамотности на телефоны и фотоаппараты – так легче будет проверить себя потом. Впрочем, работы проверят и профессионалы, оценки скажут через неделю, но, по сути, все станет понятно уже в этот же день, когда в сети выложат текст диктанта с подробными комментариями по каждому эпизоду.

Поклонники русского языка расходятся медленно, возвращаясь к своим делам, друзьям, проблемам и радостям. Неожиданно возникает стойкое ощущение необыкновенности минувшего часа, в течение которого тысячи людей не только во всей России, но и во многих других странах мира одновременно выполняли очень необычную и очень важную миссию – абсолютно мирным, исключительно приятным путем, буквально плечом к плечу они выступали в защиту русской речи и, в целом, всей русской культуры.

О значимости этой акции мы поговорили с одним из «диктаторов» 2016 года, Ларисой Лустой.

- Лариса Викторовна, почему вы решили принять участие в «Тотальном диктанте»?

— Во-первых, хочу поблагодарить организаторов гатчинского «Тотального диктанта» за то, что мне была предоставлена возможность принять в нем участие. Я – человек читающий, любящий и хорошее слово, и грамотную речь, и мне кажется, что в последние годы мы стали гораздо фривольнее обращаться со словом. Увы, красивый, литературный русский язык стал понемногу уходить из нашей повседневной жизни. И если раньше диктор телевидения, к примеру, являлся для нас образцом правильной русской речи, то сейчас это не столь однозначно. Такие диктанты, мне кажется, привлекают внимание людей к русскому языку, помогают его вспомнить и относиться с уважением к слову.

Помните, «в начале было Слово?» Слово – это вещь очень важная, сакральная, к которой, на мой взгляд, нужно относиться с уважением. Русский язык – это один из самых богатейших, самых красивых языков мира – и даже не потому, что мы с вами на нем говорим, а потому что это действительно так и есть. Поэтому мы просто обязаны сохранить его для своих детей. А это возможно только в том случае, если мы сами будем его знать… На мой взгляд, идея просто замечательная!

- Что бы вы сказали о самом тексте? Насколько он, по-вашему, сложен?

— Текст действительно сложный, особенно в плане пунктуации, то есть в том, что касается знаков препинания и в целом правильного оформления самого текста. В нем есть такие моменты, которые можно интерпретировать по-разному.

- Вы волновались, когда читали текст? Все-таки такая ответственность…

— Да нет, мне было интересно! К тому же было приятно попробовать себя в роли школьной учительницы. Особенно порадовало количество участников. Я даже немного волновалась – много ли придет людей? Как они откликнутся? Все-таки сегодня выходной, у всех есть родные, друзья, планы, на которые можно с радостью потратить время. Я приятно удивлена, как много людей откликнулось и пришло. Вот это здорово, это вселяет оптимизм…

- Так совпало, что «Тотальный диктант» проводится одновременно с Гатчинским фестивалем «Литература и кино».

— Я была уже в вашем городе не раз. Я вообще очень люблю Гатчину, у меня дача находится в Гатчинском районе, поэтому для меня это, отчасти, родные пенаты. Я часто бываю и на фестивале «Литература и кино». Считаю, что это сочетание – литературы и кино – как нельзя более правильное. Любой фильм всегда должен начинаться с хорошего сценария, с хорошей литературы. Сейчас, к сожалению, это ушло, и вместе с этим очень пострадало российское кино. Как итог – все эти шаблонные сериалы…

Слушая Ларису Викторовну, я выделила для себя одно из использованных ею словосочетаний – «человек читающий». Думаю, что все, кто пришел на «Тотальный диктант», непременно должны принадлежать к этому довольно редкому сейчас человеческому виду.

Людмила Александровна, которая приехала на «Тотальный диктант» из Никольского, это мнение подтверждает.

— Я очень люблю читать. Читаю с пяти лет, хотя выросла в детском доме, – говорит Людмила Александровна, наверное, самый старший участник диктанта: ей 80 лет, она уже очень плохо видит и на диктант приехала, вооружившись большой лупой. – Боялась, что будут диктовать слишком быстро. Мне очень трудно писать, я почти не вижу, что пишу. Я всегда писала грамотно, но понимаю, что могу пропустить слово, поставить лишнюю запятую… А за грамотность свою ручаюсь головой – ошибки я не сделала. На самом деле, мне все равно, какая будет оценка, не это главное. Я хотела просто себя проверить. Если у нас будет еще такой диктант проводиться в Гатчине, обязательно приеду.